Правовой статус комбатантов в деятельности органов внутренних дел в вооруженных конфликтах

Современное право » Аспекты правового статуса сотрудников органов внутренних дел России в вооруженных конфликтах » Правовой статус комбатантов в деятельности органов внутренних дел в вооруженных конфликтах

Страница 3

Профессор А.В. Наумов отмечает, что всплеск терроризма в России совпал с распадом Советского Союза, с ослаблением государственности, последствиями проводившихся политических и экономических реформ начала 90-х гг. Х века и в особенности с чеченской войной (официально именуемой контртеррористической операцией).

Лабунец Б.Г. считает, что территорию Чечни нужно рассматривать не только как зону чрезвычайного положения и проведения контртеррористических операций, но и как часть территории государства, на которую должен быть распространен режим немеждународных вооруженных конфликтов в соответствии с нормами Дополнительного протокола II 1977 г. Такая квалификация по международному гуманитарному праву позволила бы урегулировать положение местного гражданского населения республики, закрепила правовое положение военнослужащих внутренних войск как законных участников вооруженных конфликтов и позволила привлекать к ответственности сепаратистов-преступников не только по национальному законодательству, но и в соответствии с международными нормами.

В то же время, судя по содержанию публиковавшихся нормативных актов федеральных органов власти, в середине 90-х – начале 2000-х гг. Ни у кого не вызвало сомнения, что в Чеченской Республике имеет место вооруженный конфликт. Так, в Федеральном законе РФ от 16 мая 1995 г. № 75-ФЗ предписывалось: «Правительству Российской Федерации определить зону вооруженного конфликта в Чеченской Республике, время выполнения военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации задач в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» (ст. 2).

Более того, как правильно заметил профессор Б.Р. Турмухамедов, различные федеральные органы государственной власти в принимаемых ими правовых документах по-разному подходят к определению временных рамок, в пределах которых к ситуации в Чеченской Республике было бы применимо понятие «вооруженный конфликт». Так Правительство РФ в Постановлении от 9 февраля 2001 г. № 96 определяет их 1994-1995 гг., в Постановлении от 11 октября 2001 г. № 712 – как 1994-2001 гг. При ознакомлении с Распоряжением Правительства от 5 июля 2001 г. № 887-р вообще может сложиться впечатление, что правительство признает существование вооруженного конфликта в Чечне с 1994 по 2000 г. В Послании Президента РФ к Федеральному собранию от 18 апреля 2002 г. применительно к ситуации в Чечне было заявлено «Военную стадию конфликта можно считать завершенной». Поскольку с момента предыдущего послания прошел год и две недели, можно, по мнению Б.Р. Тузмухамедова, предположить, что условия, позволившие главе государства сделать такой вывод, сформировались именно в этот период.

И, тем не менее, чеченский кризис не был признан официальными властями России внутренним вооруженным конфликтом, хотя Дополнительный протокол II, применяемый в таких ситуациях, подчеркивает, что ничто «не должно истолковываться как затрагивающее суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддержать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства» (ст. 3).

В начале августа 1999 г. чеченские незаконные вооруженные формирования численностью до 3 тыс. боевиков вторглись на территорию Республики Дагестан и провозгласили Цумадинский и Ботлихский районы территорией, независимой от Дагестана и России. Боевые действия против незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе официальными властями были названы контртеррористическими операциями, для проведения которой была создана Объединенная группировка федеральных сил. Для формально-правового обоснования осуществления контртеррористичской операции в таком случае был использован Федеральный закон «О противодействии терроризму» 2006 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Руководство Палаты представителей
В соответствии со статьёй 96 Конституции Республики Беларусь Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя. Председатель Палаты представителей, его заместитель ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат. Выборы Председателей палат П ...

Примирение с потерпевшим в нормах уголовного законодательства
Как правило, примирение с потерпевшим регулируется нормами уголовно-процессуального права. В уголовном законодательстве соответствующие нормы встречаются относительно редко. Так, они присутствуют в уголовных кодексах многих государств постсоветского пространства, а также Монголии и Румынии, где при ...

Базовые ценности конституционного строя
Демократические конституции чужды прямых идеологических максим, они не навязывают людям какого-либо общественного строя с вытекающими отсюда гражданскими обязанностями. Иное дело, что заложенная в Конституции концепция приоритета прав и свобод граждан неразрывно связана с либералистским подходом к ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru