Правовой статус комбатантов в деятельности органов внутренних дел в вооруженных конфликтах

Современное право » Аспекты правового статуса сотрудников органов внутренних дел России в вооруженных конфликтах » Правовой статус комбатантов в деятельности органов внутренних дел в вооруженных конфликтах

Страница 5

В период вооруженных конфликтов правоохранительные органы, отмечает К. Де Ровер, должны функционировать как можно дольше. В этот период важно бороться не только с различными преступлениями, связанными с военными действиями, но и поддерживать общественный порядок. Для выполнения этих двух задач вооруженные силы не имеют не соответствующей подготовки, ни технических средств. Должно быть совершенно ясно, что когда такие обязанности возлагаются на вооруженные силы, страдает качество борьбы с преступностью и мероприятий по поддержанию правопорядка.

В военное время огромные массы людей стремятся покинуть свое постоянное место проживания и искать убежища в других более безопасных регионах страны или за ее пределами. С учетом того, что современные вооруженные конфликты порождают миллионы вынужденных переселенцев и беженцев, перед правоохранительными органами встает задача обеспечения их прав и законных интересов.

В частности, в период международных вооруженных конфликтов беженцы и апатриды находятся под защитой Женевской конвенции IV (части I и III), Дополнительного протокола I (ст. 73) при всех обстоятельствах и без какого-либо неблагоприятного различия. Женевские конвенции 1949 г. требуют от воюющих сторон в случае вооруженных конфликтов немеждународного характера относится ко всем лицам, не принимающих непосредственного участия в военных действиях, гуманно, без всякой дискриминации (ст. 3, общая для всех Женевских конвенций I- IV). Дополнительный протокол II также содержит ряд положений о защите гражданского населения (ст. 13).

На власти воюющих сторон, включая правоохранительные органы, распространяются нормы международного гуманитарного права, касающиеся оказания помощи в розыске, производящимся членами разрозненных войной семей с целью установления связи друг с другом и, при возможности, принятия мер для их соединения (ст. 26 Женевской конвенции IV, ст. 74 Дополнительного протокола I), а также как только позволят обстоятельства – осуществления розыска лиц, о которых противная сторона сообщает как о пропавших без вести (ст. 33 Дополнительного протокола I).

Женевские конвенции 1949 г. также обязывают воюющие стороны разыскивать лиц, обвиняемых в том, что они совершили или приказали совершить серьезные нарушения, предусмотренные конвенциями, и каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду (ст. 49, 50, 129 и 146 п. 2 соответственно Женевских конвенций I, II, III, IV).

Как показывает опыт Второй мировой войны, на органы НКВД (МВД) СССР возлагались задачи, связанные с соблюдением договоров, относящихся к международному гуманитарному праву (в данном случае имеется в виду Положение о законах и обычаях сухопутной войны, глава II которого содержит нормы о военнопленных). Речь идет о создании в сентябре 1939 г. Управления по делам о военнопленных и интернированных (УПВИ) – структурного подразделения НКВД-МВД СССР, к основным функциям которого были отнесены: разработка мобилизационных планов по подготовке сети приемных пунктов и лагерей для военнопленных и интернированных; их создание и руководство деятельностью; распределение по лагерям и учет военнопленных и интернированных; составление и издание инструкций и правил, касающихся содержания и трудового использования военнопленных и интернированных; руководство политработой; организация снабжения, медицинского и бытового обслуживания лагерного контингента; подготовка к осуществлению обмена военнопленными.

В послевоенный период широко стали применяться операции по поддержанию мира, проводимые под эгидой Совета Безопасности ООН. Наряду с военнослужащими в них участвуют гражданские лица – полицейские, наблюдатели за соблюдением прав человека и проведением выборов, специалисты по оказанию гуманитарной помощи, разминированию и т. п. Особенности современных операций по поддержанию мира стало то, что они учреждаются для содействия урегулированию не только межгосударственных, но и, причем все чаще, внутренних конфликтов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Суд как субъект гражданских процессуальных правоотношений, полномочия, и состав суда
В соответствии со ст. 4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами. Таким образом, обязательным субъектом гражданского процессуального правоотношения является су ...

Учредительный договор
Учредительный договор – это консенсуальная, многосторонняя, возмездная сделка, совершаемая будущими учредителями юридического лица и регулирующая отношения между ними по поводу создания и деятельности организации. Учредительный договор заключается между будущими учредителями юридического лица, кажд ...

Признание права собственности и материальной ответственности работника
Признание права собственности на дом является одной из важных тем при оформлении права собственности на недвижимое имущество. Жилой дом, права на который оформляются, иногда, единственное жилье, которое есть у гражданина. И от того, как будет оформлено право собственности, зависит будущее его владе ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru