Понятие, признаки, история развития Российского законодательства об ответственности за убийство матерью новорожденного ребенка

Современное право » Правовая характеристика убийства матерью новорожденного ребенка » Понятие, признаки, история развития Российского законодательства об ответственности за убийство матерью новорожденного ребенка

Страница 3

Церковный закон требовал сурово наказывать женщин, которые пытались самостоятельно регулировать число деторождений, избегали нежелательных беременностей, прерывали их, православный - отлучением от причастия, постами, поклонами, покаянием перед священником. Древнерусские церковнослужители в борьбе за жизнь ребенка настаивали на том, чтобы мать "блюдя дитя в чреве", не делала в церкви земных поклонов: "не велите еи кланятиется на коленях, ни рукою до земли, ни в велики пост: от того бо вережаются и изметают младенца". Развивая основанные идеи, заложенные в Уставе князя Владимира Святого, Устав князя Ярослава Мудрого, возникший приблизительно в 1051-1054 годах, расширил круг регулируемых церковных правом отношений. Негативное отношение церкви к случаям не только избавления от плода или младенца, в частности, незаконнорожденного, но и в случаях рождения внебрачного ребенка подтвердили статьи 5 и 6. За эти деяния мать помещалась в церковный дом.

ст. 6 Устава князя Ярослава была дополнена нормой относительно детоубийства. Она включала расширенный перечень видов детоубийства, совершаемого замужней женщиной. Согласно данной норме, если "женка без своего мужа или при межи детяти добудет, да погубить, или в свиньи ввержеть, или утопить", т. е. в случае зачатия женщиной ребенка от другого мужчины, не от своего супруга, или так сказать ребенок будет нагульным ее надлежало "пояти в дом церковный", т.е. отправить в церковный дом, т.е. монастырь.

В первом киевском издании Номоканоне, датированном 1620 годом, специального постановления о детоубийстве не обнаружено. Истребление плода предусмотрено в ст. 72, 73, и в последней виновные названы "блудницами", в данных статьях говорится о родах на дороге и смерти оставленного без помощи новорожденного. Оставление новорожденного без помощи, подкидывание его – в ст. 70,74 приравнивает к убийцам тех, кто подкидывает детей своих на распутье у городских ворот, если никто не берет их к себе на воспитание. Подкидывание женщинами детей к церковным дверям в Уставе Иоанна Постника так же приравнивались их к убийцам, и Номоканон дает на устав ссылки.

Влияние Византийских правовых идей на развитие русского уголовного права прослеживалось до Соборного уложения, начавшись еще со времен принятия христианства, фрагментарно и только в последнем приобретает некую законченную систему. Впервые встречается преобладание формального взгляда на преступление, свойственного развитому законодательству Византии, по которому всякое преступление есть нарушение закона в Соборном Уложении 1649 года.

Ответственностью за убийство детей по Уложению являлась смертная казнь. Если имело место убийство матерью незаконнорожденного ребенка, наказание ужесточалось. Уложение не определяет способа смертной казни. Один из немногих случаев, когда Уложение допускало для преступников такую расплату за убийство законнорожденного ребенка, в виде заключения в тюрьму на год и объявления впоследствии совершенного деяния "грехом всем людям вслух". Во втором случае предпочтение отдавалось охране нравственности в обществе, и суровое наказание определялось тем, что "детоубийца посягал на две заповеди: "не убий" и "не прелюбосотвори .". В данном случае Соборное Уложение исходило из основного своего принципа устрашения, запугивания и тирании и боролось не только с детоубийством, но и с блудом. Оба Указа предписывали создание особых домов для воспитания внебрачных детей в целях борьбы с детоубийством. Второй Указ дает мотивировку принимаемой меры и развивает ее основания, что является особенно интересным. Устройство обозначенных домов "гошпиталей", предписывается в городах и в столицах "для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рождают беззаконно, и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рождают, и умерщвляются". Матери могли приносить своих внебрачных детей в эти дома. От них не только не спрашивали никаких документов, но и не спрашивали их имени - им дозволялось приносить детей тайно, с закрытыми лицами". Постановление Уложения царя Алексея Михайловича оставалось в силе почти двести лет лишь с изменениями относительно наказания детоубийц. Понимая несовершенство действовавшего законодательства и необходимость его изменения и новой систематизации, Петр I распорядился, чтобы во всех приказах составили выписки из статей, которые могли бы дополнить Соборное Уложение. Изменяя условия государственной и общественной жизни и борясь со злом во всех проявлениях русской жизни широкими реформами, Петр I "понял главнейшую причину, которая толкала внебрачных матерей на убийства их детей: это были их позор и страх перед осуждением общественным мнением".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Специальные виды печати
Трафаретная печать (шелкография) Трафаретная печать (от итал. Trafaretto - продырявливаю) - специальный вид печати с форм, печатающие элементы которых пропускают через себя краску, а пробельные задерживают. Схемы печатных устройств трафаретных машин. а - по тигельному принципу; б - плоскопечатного ...

Виды административных наказаний
За совершение административных правонарушений предусмотрены следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правон ...

Дуалистическая природа ценных бумаг
Ценная бумага представляет собой документ, который содержит сведения об имущественных (обязательственных) правах. Документ закрепляет такие права, поэтому передача документа влечет передачу прав. Подобную последовательность можно наблюдать в римском праве, например при процессуальном представительс ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru