Институт безвестного отсутствия и объявления умершим: предложения по реформированию

Страница 4

Делаю вывод: большинство норм гражданского института безвестного отсутствия и объявления умершим являются юридически правильными и не нуждаются в реформировании. К примеру, нет необходимости изменения временных промежутков, по истечении которых может быть дано заявление в суд о признании какого-либо юридического статуса лица. Нужно лишь обязательно уточнить правила отмены судебного решения (основной источник злоупотреблений в данной сфере) и подумать над вопросами введения в процесс судебного представителя, уточнения роли прокурора, конкретизации понятия «момент окончания военных действий», особого порядка начисления пенсий и выплат семьям пропавших без вести военнослужащих и сотрудников других правоохранительных органов.

В гражданских правоотношениях часто возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия.

В России безвестно отсутствующими, по различным оценкам, является более 5 миллионов человек. Большинство из них – пропавшие без вести в годы Великой Отечественной войны. Однако и в наше время ежегодно пропадает без вести более 100 тысяч человек. При этом далеко не все из них действительно погибли.

Длительная неопределенность в гражданских правоотношениях, связанная с безвестным отсутствием, нарушает законные интересы и права граждан, а также государства. Для устранения этой неопределенности суд компетентен признать лицо безвестно отсутствующим или объявить отсутствующего умершим.

Принятие таких решений возможно лишь при наличии юридического состава, слагающегося из таких фактов, как:

а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного жительства;

б) отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получить всеми доступными средствами;

в) истечение установленных законом сроков (ст. 42, 45 ГК РФ) с момента получения последних известий о месте нахождения данного лица.

Безвестно отсутствующим может быть признан гражданин, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Годичный срок исчисляется со дня получения последних сведений о нем. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для назначения опеки над имуществом. Опека назначается органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества.

Когда в месте постоянного жительства гражданина не имеется сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, суд может объявить его умершим. В случае пропажи гражданина без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель, объявление умершим может быть произведено спустя шесть месяцев со дня несчастного случая или иных обстоятельств, угрожавших смертью.

Если пропажа без вести военнослужащего или иного гражданина связана с. военными действиями, то он может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим согласно статье 262 главы 27 относится к особому производству. Его признаки (ст. 263 ГПК РФ): дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 27 и главами 28-38 ГПК РФ; дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных лиц. Суд должен установить, относится ли заявитель к заинтересованным лицам или нет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Иные участники гражданского судопроизводства, защищающие интересы от своего имени, в интересах других лиц
В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Зая ...

Структура нормы таможенного права
Норма таможенного права, то есть регламентированное или санкционированное государством правило поведения участников таможенных отношений, независимо от того, в какой форме она выступает (закон, подзаконный акт, одна, две статьи закона и т.д.), состоит из трех основных элементов (или компонентов) - ...

Деятельное раскаяние
Деятельное раскаяние — добровольные действия лица, совершившего преступление, заключающиеся в возмещении или заглаживании вреда, причинённого преступлением, ином устранении или уменьшении его последствий, в информировании правоохранительных органов о факте и обстоятельствах совершения преступления ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru