Ограничения и пределы осуществления родительских прав

Страница 1

Основная идея семейного воспитания, суть осуществления родительских прав воплощаются в п. 1 ст. 63 СК РФ посредством установления сложной правовой конструкции – предоставления родителям права воспитывать детей и возложения на них обязанности воспитывать своих детей. Все вопросы педагогического характера, как правило, разрешаются матерью и отцом паритетно, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого.

Между тем, как справедливо отмечает М.С. Кокорина, процесс семейного воспитания значительно сложнее. Во-первых, закон называет лишь основные правомочия (педагогические) действия родителей, которые могут осуществляться разнообразными актами поведения, но в пределах, установленных законом. Во-вторых, не все педагогические действия родителей получили правовую форму, например, экологическое, половое, художественное, правовое воспитание и т.д. Поэтому, совершая конкретные акты поведения в названных сферах воспитания, родители действуют под общим воздействием правовых норм, и в пределах, установленных для осуществления родительского права на воспитание. Таким образом, необходимо определить и нормативно закрепить пределы осуществления родительских прав, которыми следует руководствоваться при оценке правомерности актов поведения родителей.

В науке семейного права высказываются различные мнения относительно проблематики пределов осуществления родительских прав. В частности, М.С. Кокорина утверждает, что: «Критерием (пределом), которым следует руководствоваться при оценке правомерности тех или иных действий родителей при осуществлении ими своего права на воспитание, следует считать интересы детей». В качестве обоснования своей позиции она предлагает классифицировать правовые нормы, охватываемые понятием «интересы ребенка», на три группы.

В первую входят нормы-принципы (ч. 1 ст. 65 СК РФ), где существование родительского права на воспитание оправдывается тем, что оно существует для ребенка и должно осуществляться в пределах интереса ребенка.

Во второй группе интересы ребенка играют конкретизирующую функцию. Речь идет об использовании понятия «интересы ребенка» с целью уточнения, что должно иметь место: например, в ч. 1 ст. 65 СК РФ указывается, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей…; согласно ч. 2 данной статьи все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

В третью группу М.С. Кокорина выделяет те нормы, где интересы детей формируют поведение родителей в исключениях из общего правила или под их общим правовым воздействием, которые допускаются самой семейно-правовой нормой. Пример: положение ч. 1 ст. 65 СК РФ, где говорится, что родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

М.С. Кокорина делает весьма категоричный и, полагаем, не совсем обоснованный вывод: «Иными словами, «интересы ребенка» служат и мерилом, и пределом воспитательных действий родителей, за рамками которого их действия следует рассматривать не только как злоупотребление правом, но и порой, как преступление».

Конечно, родители должны руководствоваться интересами детей, но не в исключительной степени. В некоторых случаях родители могут принимать решения, руководствуясь только личными интересами, намереваясь обеспечить защиту своих родительских прав, но при этом предполагается и учет интересов ребенка. Например, требуя возврата ребенка от третьих лиц, удерживающих его не на основании закона или судебного решения.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Примеры осуществления коллективной безопасности
Система коллективной безопасности обеспечивает индивидуальные интересы через призму общего субъективного интереса всего мирового сообщества. В основе всеобщей коллективной безопасности лежит Устав ООН. Статья 51 Устава ООН закрепляет право государств на индивидуальную или коллективную самооборону в ...

Доказательства
Под доказательствами понимают факты, которые что-либо доказывают или опровергают. Это данные, на основании которых судья или должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие в действиях события административного правонарушения, виновность, и другие обстоятельства, которые имеют значение для пр ...

Участие в процессе органов гос. управления, профсоюзов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан, защищающих права других людей
Гражданский процессуальный закон предусматривает участие ор­ганов государственного управления, профсоюзов, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооператив­ных организаций, их объединений, других общественных организаций или отдельных граждан в процессе в защиту не св ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru