Основания возникновения трудовых отношений

Страница 4

При этом суды, разъясняя порядок применения части 2 ст. 67 ТК РФ, указывают: представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения и на работодателя может быть возложена обязанность надлежащим образом оформить трудовой договор с этим работником [14].

Однако неясно, на основании какой нормы закона или иного нормативного правового акта представитель работодателя обязан при ведении переговоров о приеме на работу подтвердить свои полномочия по осуществлению найма работников или допуска их к работе. Как правило, переговоры ведут сотрудники отдела кадров (службы персонала), не уполномоченные заключать трудовой договор с лицом, ищущим работу. Кадровики - лица, материально заинтересованные в оперативном комплектовании вакансий штата организации, поэтому они принимают активное участие в допуске претендента к работе. В связи с этим выводы суда о якобы обязанности граждан убедиться в правомочности представителя работодателя вести наем работников с позиции основных принципов права о справедливости и сочетании прав и обязанностей ущербны, так как не подкреплены соответствующими нормами.

В Трудовом кодексе РФ нет нормы, на основании которой гражданин вправе потребовать у представителя работодателя, ведущего переговоры о трудоустройстве, документ о его полномочиях в части допуска к работе и наличия у него права заключать трудовой договор. Следовательно, только по субъективному усмотрению представителя работодателя лицо, ищущее работу, может быть заранее уведомлено, с кем оно ведет переговоры о трудоустройстве и кем допущено к работе. При этом нужно учесть: в организации может быть даже несколько представителей работодателя, имеющих делегированное им, например генеральным директором, право допускать к работе и заключать трудовые договоры с отдельными категориями персонала по курируемым, скажем, заместителями генерального директора вопросам или направлениям деятельности организации. Таким образом, суды неправомерно связывают неосведомленность работника о полномочиях представителя работодателя, допустившего до работы претендента, с фактом возникновения или не возникновения трудового отношения, если доказано выполнение работы, явно предназначенной для данного работодателя.

Иное дело, когда гражданин трудится в составе коллектива и есть свидетели его правоотношений с работодателем, который в таких случаях пытается представить их не как трудоправовые, а как гражданско-правовые. Например, при рассмотрении судом дела о предоставлении работодателем социальных гарантий в связи с трудовым увечьем выяснилось, что гражданин был допущен к работе на основании устного соглашения [12].

Когда же произошла травма, представитель работодателя отказался составить акт о несчастном случае на производстве, ссылаясь на то, что гражданин не находился с организацией в трудовых отношениях. Причем как в этом, так и в других подобных случаях отказ в предоставлении работнику гарантий, предусмотренных трудовым правом, представителями работодателя цинично обосновывается отсутствием письменного трудового договора и (или) допуском его к работе сотрудником организации, не обладающим правом приема на работу. В рассматриваемом случае суд, усмотрев массу не выясненных судом первой инстанции вопросов, отправил дело на повторное рассмотрение по существу, а не отказал в защите явно нарушенных прав гражданина-заявителя.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Содержание понятия эффективности муниципального управления
Муниципальное управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на реализацию общественных интересов, осуществляемую в определенных законом формах, посредством, использования ресурсов муниципального хозяйства. Под эффективностью муниципального управления поним ...

Порядок реализации функций Правительством Российской Федерации
Правительство реализует возложенные на него функции при помощи своих структурных элементов (министерств, агентств, служб), а также при помощи Аппарата Правительства. При этом, порядок осуществления полномочий, разграничение компетенции между элементами строго урегулирован законодательством. Структу ...

Ответственность сторон по договору доверительного управления имуществом
Для договора доверительного управления нарушение обязательств со стороны учредителя управления нехарактерно. Условия его ответственности определяются общими нормами законодательства, в частности, ст. 15, 401 ГК РФ, устанавливающими ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязате ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru