Государственное предпринимательство

Современное право » Государственное предпринимательство

Страница 5

Очевидно, что лицензирование является юридическим средством ограничения правоспособности предпринимательских организаций, но средством полезным и необходимым, устанавливающим дополнительные правовые гарантии нормального функционировании рыночной экономики и конкуренции. Оно оберегает экономику от возможных деформаций, проникновения на рынки с предложениями товаров, работ и услуг людей несведущих, не имеющих необходимой материальной базы для осуществления предпринимательской деятельности, защищает участников рыночных отношений, включая самих предпринимателей, а не только потребителей, от разного рода проходимцев.

Согласно п.1 ст. 49 ГК РФ перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом, принимаемым Федеральным Собранием РФ. Другие органы государственной власти не имеют права издавать акты, вводящие или отменяющие лицензирование.

Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензирование было введено задолго до принятия ГК РФ, и регулировалось оно главным образом актами Президента и Правительства РФ. Первый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу 3 октября 1998 г., им предусматривалось лицензирование многих сотен видов предпринимательства. Кроме того, Правительством РФ было принято множество постановлений, которыми утверждены положения о порядке лицензирования конкретных видов деятельности. Явно избыточное лицензирование вызвало обоснованную критику Федерального закона от 3 октября 1998 г.

8 августа 2001 г. Президент РФ подписал новый Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу в январе 2002г. Согласно ему лицензируемые виды деятельности были сокращены примерно в 5 раз. В связи с его принятием Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ внесены изменения и дополнения в 50 законов и федеральных законов. Правительство РФ в соответствии с этим Федеральным законом постановлением от 8 мая 2002г. № 302 внесло изменения в ряд своих постановлений по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, а 45 таких постановлений признало утратившим силу. Им же утверждены десятки новых положений о лицензировании отдельных видов деятельности: ветеринарной; по технической защите конфиденциальной информации; по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; по оказанию протезно-ортопедической помощи; по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукции и др.

Стоит отметить, что действие ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на: деятельность кредитных организаций; деятельность связанную с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи, биржевую деятельность, страховую деятельность; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеторговых операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот ля осуществления телевизионного и радиовещания; использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фона, объектов растительного и животного мира; деятельность работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательную деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезно знать:

Анализ системы и структуры органов государственной власти на примере Красноярского края
Статус Красноярского края определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Красноярского края. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами РФ край имеет равные, наряду с иными субъектами РФ, права. Конституционно-правовой статус края как субъекта Р ...

Процедуры и формы государственного контроля в сфере исполнительной власти
Задачи государственного контроля в сфере исполнительной власти связаны с проверкой состояния законности, а также с проверкой целесообразности результатов исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти по реализации ими требований нормативных правовых актов. Важную роль в ...

Понятие, источники и правовые принципы международного космического права
Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического пространства, включая небесные естественные и искусственные тела, космонавтов, и регулирующих права и обязанности участников к ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru