Перспективы развития принципа публичности и его связь с диспозитивным условием

Современное право » Принцип публичности в уголовном судопроизводстве » Перспективы развития принципа публичности и его связь с диспозитивным условием

Страница 1

Публичность – правовой принцип, в соответствии с которым должностные лица и органы государства обязаны действовать от его имени и в его интересах. Данный принцип прямо не записан в УПК, но его ст. 20 и 21 недвусмысленно говорят о том, что и данный принцип по-прежнему признается в качестве одной из основ уголовного судопроизводства.

Сущность принципа публичности в уголовном процессе выражена в ст.3 УПК, в соответствии с которой суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять предусмотренные законом меры к установлению события преступления, виновных лиц и их справедливому наказанию, предотвратить неосновательное уголовное преследование или незаконное осуждение лиц, а если это имело место, принять меры к реабилитации невиновного.

Публичный интерес – это охраняемый законом интерес, за которым стоят общество и государство. В уголовном судопроизводстве публичный интерес выражается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, как правило, независимо от воли отдельных организаций и граждан.

В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая поддержание обвинения в суде, подразделяется на три вида – публичное (дела о преступлениях, которые возбуждаются, расследуются и разрешаются независимо от воли потерпевших), частное (возбуждаются по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения его с обвиняемым) и частно-публичное (возбуждаются по жалобе потерпевшего, но прекращению за примирением не подлежат). В двух последних случаях частный интерес потерпевшего признаётся более значимым, чем раскрытие преступления и наказание виновного.

Социальную обусловленность принципа публичности в уголовном судопроизводстве определяют факторы, которые вызывают необходимость существования всего уголовного процесса, всей уголовно-процессуальной деятельности. К ним относятся: реальная общественная опасность преступлений, необходимость обеспечения неотвратимости ответственности и наказания за совершённое преступление, защиты прав граждан и обеспечения их безопасности.

Принцип публичности отражает социальную заинтересованность государства в обеспечении нормального функционирования общественных отношений, гарантированности общественной безопасности в стране. В системе принципов уголовного процесса принцип публичности наиболее рельефно отражает настоятельную необходимость активной защиты государства и общества от преступлений. Он ориентирует на решение социально значимой задачи – осуществление борьбы с преступностью, которая достигается процессуальными средствами, призванными обеспечить раскрытие каждого совершённого преступления, привлечь каждого виновного к ответственности или освободить от таковой невиновных. В связи с этим очевидна связь принципа публичности с проблемами раскрываемости преступлений. Именно реализация публично-правового начала в деятельности органов предварительного расследования обеспечивает необходимый уровень раскрываемости преступлений.

Сам по себе принцип публичности не оказывает никакого регулирующего воздействия на уголовно-процессуальную деятельность. О его влиянии на построение уголовно-процессуальной технологии, возможно говорить только во взаимодействии с другими основополагающими началами в рамках системы принципов уголовного судопроизводства.

Вопрос же о том, что представляет собой система принципов уголовного судопроизводства, какие принципы входят в нее в качестве структурных элементов и как они между собой взаимодействуют, хотя и достаточно изучен, но продолжает носить дискуссионный характер. Подобный плюрализм научных позиций обусловлен, прежде всего, субъективным характером построения системы принципов уголовного судопроизводства как правового явления, несмотря на то, что в основе любой системной конструкции лежит объективное содержание.

Публичность - правовой принцип, в соответствии с которым должностные лица и органы государства обязаны действовать от его имени и в его интересах. Необходимость развития данного принципа обусловлена в первую очередь внутренним социальным здоровьем страны. В случаях коллизии интересов государства и личности отдается предпочтение первым. В такой ситуации развития одного принципа публичности недостаточно. Необходимо наряду с ним развивать диспозитивность. Диспозитивность как принцип права, наоборот, предоставляет гражданам возможность по собственному усмотрению распоряжаться своим материальным или процессуальным правом, не прибегая к содействию государства. В условиях диспозитивности личный интерес гражданина оказывается более ценным, чем конкурирующий государственный интерес. Сильные публичные начала характерны для инквизиции и полицейского государства. Преобладание диспозитивности свойственно зрелому гражданскому обществу и демократическому государству. В одних отраслях права ведущим принципом является публичность, в других - диспозитивность. Все уголовное право пронизано принципом публичности (государство в интересах общества определяет, какое поведение преступно и уголовно наказуемо). Преобладание публичности характерно и для уголовного процесса (деятельности государства по раскрытию преступлений, установлению виновных или реабилитации невиновных). То же относится к материальному и процессуальному административному праву. Принцип диспозитивности проявляет себя достаточно полно в гражданском и гражданско- процессуальном праве. Человек может воспользоваться или не воспользоваться возникшим у него субъективным правом по своему усмотрению. Он может обратиться в суд или в другой компетентный государственный орган за защитой нарушенного права либо воздержаться от такого обращения. Отказ от иска, признание иска, мировое соглашение сторон, по общему правилу, обязательны для суда и влекут прекращение производства по гражданскому делу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Формы и методы государственно-общественного управления учреждениями
Формы и методы государственного управления - это отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых субъектом управления достигаются поставленные цели. Многообразие организационно-правовых форм государственно ...

Признаки ценных бумаг
Прежде всего, как уже говорилось, ценная бумага — это, документ и, во-вторых, документ, удостоверяющий имущественные права. В этих двух постулатах и кроется первая пара противоречий. Во-первых: законодатель в Кодексе однозначно отделил ценные бумаги — вещи от иного имущества (прав на вещи). Но ведь ...

Нормативное регулирование РЦБ
Рынок ценных бумаг – явление новое для российской правовой деятельности. Однако он регулируется достаточно большим количеством нормативных актов, принимаемых различными государственными органами. Основополагающими нормативными актами, регулирующими РЦБ в рамках предмета предпринимательского права о ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru