Некоторые проблемы квалификации террористического акта

Современное право » Особенности квалификации террористического акта » Некоторые проблемы квалификации террористического акта

Страница 3

Решение вопроса о завершенности состава террористического акта и его стадиях также привлекло внимание теоретиков уголовного права. Известно, что повышенная общественная опасность террористического акта объясняется, помимо прочих представляемых им угроз, его многообъектностью: террористический акт посягает на общую безопасность, на нормальную деятельность органов власти и управления, на жизнь и здоровье людей, на собственность. Особенность терроризма состоит в том, что это преступление считается оконченным не только в момент совершения конкретных действий, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК РФ, но и при угрозе совершения таких действий, когда они создавали реальную опасность гибели людей либо наступления иных общественно опасных последствий. Поэтому угроза терроризма не должна квалифицироваться как покушение, здесь возможна ответственность за оконченное преступление.

Согласно примечанию к ст. 205 УК РФ лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом содействовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Исходя из текста примечания, освобождение распространяется как на лицо, совершающее террористический акт индивидуально, так и на лицо, состоящее в его группе.

Следует также отметить, что при применении положений примечания к ст. 205 УК РФ имеют принципиальное значение следующие обстоятельства. Так, если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких террористических актов, оно будет освобождено от уголовной ответственности только за те из них, совершение которых оно предотвратило.

Если лицо совершило все необходимые в данной обстановке действия, но по независящим от него причинам (ошибка специалистов, проводящих разминирование, влияние неблагоприятных погодных условий и т.д.), предотвратить террористический акт не удалось, данное лицо должно быть освобождено от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 205 УК РФ. При наличии в действиях лица иного состава преступления (например, хищение боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств) оно привлекается к уголовной ответственности по ст. 226 УК РФ.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о существовании определенных проблем, связанных с уголовно-правовой квалификацией террористического акта, и необходимости внесения определенных уточнений в действующее уголовное законодательство РФ в целях избежания судебных ошибок в процессе правоприменения.

В процессе исследования темы данной дипломной работы решены следующие основные задачи, обозначенные перед ее написанием:

- отражена история уголовно-правовой квалификации террористического акта в России, а также сущность, признаки и специфика террористического акта (ст. 205 УК РФ) по действующему уголовному законодательству;

- охарактеризованы основы квалификации террористического акта;

- проведен анализ некоторых проблем квалификации террористического акта.

Прежде всего, необходимо сказать, что по результатам исследования первой главы данной работы важно подчеркнуть, что история донесла до нас многочисленные свидетельства совершения террористических актов еще в рабовладельческом обществе. Именно здесь впервые зародились такие виды террористических актов, как организованные, групповые и стихийные; легальные (государственные) и нелегальные (оппозиционные); совершаемые обычным и экологически опасным способами и др.

При характеристике квалификации террористического акта (ст. 205 УК РФ) мы пришли к выводу, что данный состав преступления имеет весьма сложную конструкцию. Вместе с тем, основным элементом, позволяющим отграничить данный состав преступления от похожих составов, предусмотренных УК РФ, является субъективная сторона преступления: указанное деяние характеризуется наличием у террориста цели воздействия на принятие решения органами власти или органами местного самоуправления либо международными организациями.

Проведенное исследование в рамках анализа некоторых проблем квалификации террористического акта позволило сформулировать следующие выводы:

- следует констатировать, что современное законотворчество в ряде случаев создает условия для излишней конкуренции норм, что в свою очередь способно дезориентировать правоприменителя в выборе приоритетности уголовно-правовых средств в процессе квалификации террористического акта;

- при квалификации террористического акта уголовно-правовую оценку должны получать не цель, средство и результат изолированно друг от друга, а целенаправленная деятельность террористов в целом;

- анализируя практику применения уголовного законодательства, Пленум Верховного суда РФ неоднократно давал разъяснения законодательного понятия «организованная группа». При этом обращает на себя внимание разъяснение, которое не соответствует сформулированным положениям действующего уголовного закона. В частности, в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 января 1999 года № 1 «О судебной практике по делам об убийстве» в абз. 4 п. 10 указано, что «организованная группа - это группа из двух или более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких убийств». Проведенный сравнительный анализ показывает, что в процессе разъяснения законодательных положений Пленум отказался от использования двух терминов - «устойчивость» и «заранее». Более того, словосочетание «объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений «заменил иным термином - «объединение умыслом». На наш взгляд такое разъяснение затрудняет различение организованной группы и группы лиц, тем более делает невозможным отграничение от группы лиц по предварительному сговору. В данном случае Пленум вышел за рамки представленных ему полномочий, по сути, подменив законодателя.

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Государственные стандарты РБ. Порядок разработки и применения
Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии – любыми заинтересованными лицами. Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, п ...

Уровни и правовые формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Цели и задачи такого сотрудничества
Формы сотрудничества: оказание правовой помощи по УД: розыск преступников, допрос свидетелей, сбор вещ. доказательств, вручение документов и др. договоренности между Го о выдаче лиц, совершивших преступления. обмен различного рода информацией, включая все сферы борьбы с преступностью. обмен опытом ...

Роль прокурора в гражданском процессе
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ге­неральному прокурору РФ. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры выявляют нарушения законно ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru