Понятие и признаки административных правонарушений

Современное право » Административные правонарушения » Понятие и признаки административных правонарушений

Страница 1

Исходя из общих принципов права основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц - властной элитой - остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридической регламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным, гражданским, налоговым и т.д.), определенного перечня прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к личности, обществу и государству в целом. В частности, это применение государственными органами различных видов административной ответственности к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением.

Правонарушение обычно рассматривается как общественно вредное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта. При этом во многих случаях подчеркивается, что правонарушение является основанием юридической ответственности или что оно наказуемо.

Следует обратить внимание на следующее.

Во-первых, эти определения, содержат указание на все четыре элемента состава правонарушения: его объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Во-вторых, отмечается тесная связь между правонарушением и юридической ответственностью. То есть, если деяние не влечет (точнее не может повлечь) ответственности, оно не признается правонарушением.

В результате большинство авторов признает только четыре вида правонарушений: уголовные, административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. Такая классификация основана на отраслевом критерии, а большинство ученых придерживается именно отраслевого критерия классификации юридической ответственности. Некоторые ученые выделяют в особый вид материальные правонарушения, которые характерны для трудового права. Кроме того, можно говорить и о стоящих особняком международно-правовых нарушениях.

Такое мнение было на протяжении многих лет и даже десятилетий. Дело в том, что большинство отраслей права не предусматривало собственных штрафных, а иногда и правовосстановительных санкций. Поэтому соответствующие субъекты привлекались к уголовной или административной ответственности, если совершенные ими деяния предусматривались нормами Уголовного кодекса Российской Федерации или КоАП, а также и к дисциплинарной ответственности, если их действиями была нарушена служебная, трудовая или воинская дисциплина. Если же этими деяниями был причинен материальный (а последние годы и моральный) ущерб, то реализовались меры, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Однако в последние годы произошли существенные перемены.

Так, появилось новое законодательство, предусматривающее собственные меры наказания и собственные процедуры реализации ответственности. Речь идет, например, о Налоговом и Таможенном кодексах Российской Федерации, закрепляющих особые составы правонарушений и устанавливающих собственные, хотя и сходные с административно-процессуальными, процедуры.

Вместе с тем, в отечественной науке стали активно разрабатываться вопросы ответственности в других отраслях права. В связи с существенным изменением общественных отношений, повышением роли ответственности в функционировании общества и государства, принятием ряда новых нормативно-правовых актов в юридической литературе в результате научных исследований были выявлены конституционная, уголовно-процессуальная, финансовая, гражданско-процессуальная, уголовно-исполнительная ответственность.

Правоприменитель также оперирует понятием «налоговая ответственность».

Часть 1 ст. 2.1 КоАП устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаемые в соответствии с КоАП, не должны ему противоречить.

Проблема соотношения федеральных правоустанавливающих актов с законами субъектов Федерации является одной из самых насущных. Согласно п. 2, 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП к ведению Российской Федерации относится установление перечня видов административных наказаний, а также административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; по смыслу ч. 1 ст. 2.1 КоАП допускается установление административной ответственности также и в законах субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению. Наличие противоречия может быть установлено при принятии субъектами Федерации законов об административных правонарушениях по полномочиям, отнесенным к предметам ведения Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Отчуждение недвижимости по сделкам продаж
По договору купли-продажи продавец обязуется передать в собственность покупателя имущество, а покупатель — принять имущество и уплатить за него денежную сумму (цену). «Купля-продажа есть договор, в силу которого одна сторона обязуется передать вещь в собственность, а та уплатить ей известную сумму ...

Деятельное раскаяние как смягчающее обстоятельство
Признание деятельного раскаяния смягчающим ответственность обстоятельством широко распространено в законодательстве стран мира. Оно включено в общий перечень смягчающих обстоятельств в государствах СНГ и Балтии, в таких государствах, как Австрия, Андорра, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Дания, Испан ...

Европейский суд по правам человека
Условия принятий дел судом: дело принимается только тогда, когда были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. дело м.б. принято судом лишь в течение 6 месяцев с даты принятия окончательного внутригосударственного решения. суд рассматривает только те жалобы, которые направлены ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru