Понятие и признаки административных правонарушений

Современное право » Административные правонарушения » Понятие и признаки административных правонарушений

Страница 2

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП и другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Административное правонарушение - это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия либо бездействия.

Действие - это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).

Подавляющее большинство административных правонарушений - это активные действия.

Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей. В форме бездействия выражена объективная сторона таких административных правонарушений, как невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП), непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 16.6 КоАП), непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4 КоАП).

Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:

быть обязательно противоправными, т.е. нарушать отдельные или, наоборот, ряд предписаний, установленных источниками административного права. Например, нарушение положений КоАП, законов субъектов Российской Федерации в области административного права, должностных инструкций, властных директив - указаний федеральных органов государственной власти и их должностных лиц; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности;

деяние (действие или бездействие) субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер, т.е. нарушать общепринятые правовые нормы, а в отдельных случаях и нормы морали. Примером действия может служить нарушение правил дорожного движения путем установления заведомо подложных номерных знаков (ч. 3 ст. 12.2 КоАП), а бездействия - невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП).

Еще один важный признак административного правонарушения - его административная наказуемость. Наказуемость - это признак противоправного деяния, не характеризующий его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие, неблагоприятное для правонарушителя. «Иначе говоря, наказуемость - это предусмотренная законом возможность назначения наказания».

Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

К сожалению, в гл. 2 КоАП отсутствует отдельное определение понятия «административная ответственность». Хотя при тщательном изучении и анализе ст. 2.1 КоАП можно заметить, что административная ответственность наступает исключительно при наличии основания - совершения административного правонарушения.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Конституционно-правовой статус внешней политики РБ
В ст.8 Конституции закреплено, что РБ «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции». В ст. 18 Конституции говорится, что «РБ в своей внешней поли ...

Функции и признаки государства
Можно выделить следующие признаки: 1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная, опора. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается ...

Основания гражданско-правовой ответственности
Основания ГПО – это стабильные фундаментальные факторы, наличие которых в социуме (обществе, государстве) предопределяет возникновение (выделение) и обеспечивает существование самого института (или, если можно так выразиться, – феномена) гражданско-правовой ответственности, в том числе: во-первых, ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru