Методы и формы правового регулирования корпоративных отношений

Современное право » Правовое регулирование корпоративных отношений в Республике Беларусь » Методы и формы правового регулирования корпоративных отношений

Страница 1

Понятие «правовое регулирование» было введено в юридическую литературу Н.Г. Александровым в середине 60-х годов XX века [1, с. 188-195]. Проблемы правового регулирования рассматривались в научных трудах таких авторов как: С.С. Алексеев [3], А.М. Васильев[8], В.А. Витушко [9], В.М. Горшенев [10], О.Г. Станкевич [27], А.Ф. Черданцев [31], Т.З. Шалаева [32], Л.С. Явич[33]. В работах указанных авторов:

1. «были установлены границы правового воздействия на указанную сферу общественных отношений;

2. определены методы управленческой деятельности государства и выделены правовые формы их опосредования;

3. сформулирован вывод о комплексном характере правового регулирования экономических отношений» [14].

Однако, не глядя на список авторов и количество научных трудов, затрагивающих те или иные аспекты корпоративных отношений, правовое содержание правового явления, до настоящего времени не было исследовано как белорусскими авторами, так и российскими.

Государство воздействует на общество комплексно. При этом оно реализует свое воздействие при использовании, например, экономики, политики, социальной психологии, а не только права. Однако «управленческая деятельность государства должна выражаться в правовых формах» [14]. Соответственно право определяет и закрепляет способы, границы государственного воздействия на поведение участников общественных отношений. Кроме того, право формирует механизм принудительного исполнения воли государства и обеспечивает защиту законных прав и интересов субъектов тех или иных правоотношений.

Правовое регулирование – это «осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и другое) результативное, нормативное организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя» [1, с. 289].

Рассмотрим содержание правового регулирования через механизм государственного правового регулирования. С.С. Алексеев трактует указанный механизм как «взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения» [2, с. 9]. Автор курсовой работы придерживается мнения Л.А. Козыревской о том, что «механизм правового регулирования можно рассматривать в двух основных аспектах: функциональном, в котором выражается деятельностная сторона регулирующего воздействия, и в институциональном, в рамках которого выделяется субъектно-объектная составляющая данного процесса» [14].

В советский период из-за «абсолютного преобладания в гражданских правоотношениях юридических лиц, созданных на основе государственной собственности, проблема урегулирования отношений между членами, учредителями и организаций не могла возникнуть ввиду отсутствия соответствующей общественной потребности» [14]. В указанный период времени «кооперативы, потребительские общества и колхозы подверглись практически полному огосударствлению» и утратили в итоге одну из основных своих функций - функцию формирования, выражения коллективных интересов организаций (предприятий).

Правовое содержание корпоративных отношений является неизученным и сложным вопросом в юридической науке. Как уже отмечалось ранее, в доктрине отсутствует единая точка зрения даже в отношении использования самого определения «корпоративные отношения» и его правового содержания.

Цели воздействия на общественные отношения определяются на основании определенной государственной политики и идеологии с учетом многих факторов. К таким факторам можно отнести, например, уровень экономического развития общества конкретного государства. В результате указанные цели преобразовываются в правовую форму.

Л.А. Козыревская сформулировала основные принципы корпоративного права Республики Беларусь. К ним указанный автор относит: «верховенство права, автономность, свободное членство, охрана интересов третьих лиц, имущественное участие, внутрикорпоративная демократия, беспрепятственное осуществление корпоративных прав, информационная доступность» [14].

В соответствии со ст. 6 Конституции Республики Беларусь государство «гарантирует каждому свободу объединений» [15]. Исходя из указанной формулировки, корпоративные отношения являются результатом «свободного волеизъявления физических и юридических лиц». Поэтому, правовое положение их участников является равноправным с взаимной ответственностью субъектов корпоративных отношений. Кроме того, рассматриваемые в курсовой работе отношения, являются составной частью гражданского права. Необходимо отметить, что в свое время на данное обстоятельство указывал О.А. Красавчиков [17, с. 51].

Факт принадлежности корпоративных отношений к гражданскому праву позволяет разработать единый механизм государственного правового регулирования корпоративных отношений. Однако как справедливо отмечает Л.А. Козыревская, «необходимо учитывать правовую природу отношений, которые складываются между учредителями, участниками объединений, а также между участниками и самим юридическим лицом в процессе его деятельности, а также основные теории о формах и методах правового регулирования» [14].

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Модель повышения эффективности муниципального управления в г. Шумиха
В основе системы ситуационного центра лежит хранилище данных г. Шумиха. Сведения в него через конвертор поступают из источников как внешней, так и внутренней информации. На следующем уровне выполняются обобщение и анализ данных о деятельности Администрации города Шумиха. Затем вступают в действие м ...

Необходимое наследование
В древнем римском праве завещания были редкими, потому что наследодатель не имел права полностью и свободно распоря­жаться своим имуществом, особенно когда имел наследников из разряда heredes sui. Позднее, когда наследодатели составляли за­вещания, в которых не назначали наследниками своих ближайши ...

Правопреемство государств в отношении государственных долгов
«Государственный долг» — это любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, возникшее в соответствии с международным правом. Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства - предшественника и возникновение обязательст ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru