Объективные характеристики получения взятки

Современное право » Правовая характеристика получения взятки » Объективные характеристики получения взятки

Страница 1

Объект получения взятки:

родовой – совокупность общественных отношений, которая обеспечивает нормальную деятельность органов государственной власти. Это вытекает из названия раздела X УК РФ - "Преступления против государственной власти" (государственная власть - политическая публичная суверенная власть, управление обществом, осуществляемое в лице его специальных органов, именуемых государственным аппаратом);

видовый – общественные отношения по поводу государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

непосредственный – совокупность общественных отношений, регламентирующих нормальную деятельность органов конкретного вида государственной службы или службы в органах местного самоуправления. Но вместе с этим необходимо учитывать, что непосредственный объект ст. 290 УК РФ имеет свои индивидуальные особенности, которые проявляются при совершении конкретного преступления. Кроме того, некоторые авторы определяют непосредственный объект взятки как общественные отношения, складывающиеся между государством и должностным лицом по поводу исполнения должностных обязанностей в интересах государственной службы лишь за плату, предоставляемую государством. Государство является работодателем для должностных лиц, и оно заинтересовано в надлежащем исполнении последними своих обязанностей. Государство использует при этом как правовые, так и неправовые методы. Неправовые заключаются в обеспечении достойного социального благосостояния должностных лиц и подборе кандидатур, отвечающих морально-нравственным требованиям отношения к службе. Правовые методы являются гарантом надлежащего исполнения должностными лицами своих служебных обязанностей, ибо заключаются в установлении юридической ответственности за злоупотребление и превышение полномочиями. Таким образом, непосредственный объект получения взятки можно определить как складывающиеся между государством и должностным лицом общественные отношения по поводу выполнения государственными служащими должностных обязанностей лишь за плату, предоставляемую государством, что является государственным интересом, который обеспечивается установлением ряда социальных связей как правового, так и неправового характера. Это является главным отличием непосредственного объекта ст. 290 УК РФ от объектов иных составов гл. 30 УК РФ, скажем, ст.ст. 285 или 286 УК РФ.

В качестве дополнительного объекта могут выступать права и законные интересы граждан, организаций, законные интересы общества и государства.

Для такого преступления, как получение взятки, важен такой признак преступления, как его предмет. Проблеме определения предмета всегда отводилась значительная роль в российском уголовном праве. Ведь данный признак состава преступления является исходным моментом при установлении объекта преступления и квалификации деяния. Проводя экскурс в историю российского уголовного права, следует отметить, что вплоть до принятия УК РФ формулировка предмета взятки законодателем была нечеткой. В ст. 173 УК РСФСР 1960 г. он определялся так: "в каком бы то ни было виде". Четко и подробно идея материального характера предмета взятки закреплена в ст. 290 УК РФ и в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 (ред. от 22.05.2012) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (далее – Постановление от 10 февраля 2000 г.), где данный предмет определен как получение должностным лицом взятки "в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера".

Не имеет значения, выступают ли деньги в качестве законного и обязательного к приему средства платежа на территории Российской Федерации либо в качестве валютной ценности, идет ли речь о российской или иностранной валюте. Обязательным требованием к этому предмету преступления является лишь способность его в принципе быть средством платежа в гражданском обороте. Поэтому, когда соответствующим лицом принимаются не имеющие хождения денежные единицы, состав получения взятки будет иметь место лишь в том случае, если они имеют определенную рыночную стоимость в качестве иной вещи (предмет коллекционирования, исторической ценности и т.п.). При этом старинные монеты, как российские, так и иностранные, не являющиеся средством платежа, не могут быть деньгами в смысле состава ст. 290 УК РФ, а должны относиться к предмету взятки в виде "иного имущества".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Государственно-правовое регулирование экономических отношений правовыми средствами
Проблема повышения эффективности государственного управления - одна из главных задач, стоящих перед Российской Федерацией. Активное участие в ее решении должна принять и юридическая наука. Наибольшее внимание здесь следует уделить именно повышению эффективности деятельности органов государственной ...

Проблемы бюджетного федерализма в РФ
Среди важнейших проблем правового регулирования системы бюджетного федерализма – отражение в федеральном бюджете всех государственных доходов и расходов на основе принципов единства и полноты. Названные принципы предполагают слияние в едином фонде налоговых и неналоговых доходов, их последующее пла ...

Правоспособность юридических лиц в гражданском праве
В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает общей (или универсальной - предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) и специальной правоспособностью, предпол ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru