Субъективные признаки получения взятки

Современное право » Правовая характеристика получения взятки » Субъективные признаки получения взятки

Страница 3

В ряде составов, входящих в главу 20 УК РФ, содержится квалифицирующий признак, относящийся к характеристике субъекта — лицо, занимающее государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или главы органа местного самоуправления. Государственные должности РФ и субъектов Федерации предусмотрены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. К этим лицам относятся, в частности, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, губернаторы, председатели Дум субъектов федерации, председатели палат представителей и т.д. Все должности в государственных органах подразделяются на категории "А", "Б", "В", перечень которых дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации. Лица, занимающие государственные должности РФ и субъектов ее Федерации, перечислены в категории "А" Реестра.

Существенным содержательным отличием понятия должностного лица в УК РФ (примечание 1 к ст. 285) от определения должностного лица, дававшегося в примечании к ст. 170 УК РСФСР 1960 г., является то, что из категории должностных лиц выпадают лица, выполняющие определенные функции в государственных предприятиях. Это прежде всего начальники производств, главные инженеры, генеральные директора государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таковые согласно закону теперь являются управленцами коммерческих и иных организаций и в случае совершения ими злоупотреблений должны привлекаться к уголовной ответственности по статьям главы 23 УК РФ.

Необходимо отметить, что п. 6 Постановления от 10 февраля 2000 г. расширяется перечень лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях за счет отнесения к ним также поверенных, представляющих в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности.

Значительное число практических работников подвергают критике современное законодательное определение должностного лица и предлагают вернуться к тому, чтобы к должностным относить и лиц, занимающих определенные должности на государственных и муниципальных предприятиях. Данное предложение представляется неприемлемым в связи с тем, что положения УК РФ напрямую коррелируют с нормами ГК РФ и, в частности, со ст. 50 ГК РФ.

В теории остается дискуссионным вопрос об отнесении к должностным лицам врачей и преподавателей. Судебная практика преподавателя государственного учебного заведения признала субъектом должностного преступления. Так, Ставропольским краевым судом Ш., председатель медицинской комиссии при городской поликлинике, осужден по ст. 290 УК РФ. Он признан виновным в том, что, будучи назначенным на должность председателя медицинской водительской комиссии при поликлинике, злоупотребляя своим служебным положением, из корыстных побуждений при приеме граждан, проходящих медицинскую комиссию, получал взятки за выдачу медицинских справок о профессиональной пригодности.

Итак, важной чертой взяточничества является то, что взяткополучатель наделен определенными властными полномочиями.

Страницы: 1 2 3 

Полезно знать:

Договор поручения
Это договор, по которому одна сторона (mandatarius, поверенный) обязуется безвозмездно совершить от имени и за счет другой стороны (mandator, доверителя) определенные непротивозаконные действия. Безвозмездность есть существенное условие: внесение сюда вознаграждения превратило бы поручение в догово ...

Пакты
Контрактам противостояли пакты, которые, по общему правилу не пользовались исковой защитой. Отличие пактов от консенсуальных контрактов состоит в том, что к последним относятся только четыре определенных договора. Категория же пактов охватывает разнообразные соглашения за пределами защищенных ius c ...

Задачи и функции департамента природопользования и охраны окружающей среды
Главные задачи Департамента: Формирование единой городской природоохранной политики, направленной на улучшение экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности в городе Москве. Участие в совершенствовании и развитии природоохранного законодательства в целях создания эффективных пра ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru