Некоммерческие организации как институт гражданского общества

Страница 2

Некоммерческие организации обладают всеми присущими социальным институтам составляющими: нормативной базой, регламентирующей их деятельность (например, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.); системой внутренних стандартов поведения (Уставы организаций); материальной базой (инфраструктура организаций и их финансовые средства); субъектами, обеспечивающими функционирование социального института (лидеры, активисты, волонтеры и эксперты некоммерческих организаций), а также управляющей подсистемой (например, Общественная палата РФ, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Комитет общественных связей Правительства Москвы и др.).

Как институт гражданского общества, некоммерческие организации выполняют в трансформирующемся российском обществе целый ряд важных социальных функций, которые реализуются в процессе их социальной деятельности, определяемой автором как совокупность социально значимых действий, осуществляемых в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества для достижения социальных целей и реализации интересов социальных групп. Многообразие социальной деятельности можно свести к четырем основным типам.

Основной характеристикой первого типа социальной деятельности является его направленность на изменение социальной системы и условий деятельности. Данный тип связан с реализацией таких функций НКО как управление социальной трансформацией, отбор и апробация инновационных социальных технологий, ценностнообразующей функции.

Второй тип социальной деятельности направлен на стабилизацию системы и условий деятельности. Здесь находят свое выражение, прежде всего, системообразующая и стабилизационная функции НКО, и, косвенным образом, функция «канала обратной связи» и функция мониторинга социальной сферы.

Третий тип социальной деятельности преследует цель адаптации к социальной системе и условиям деятельности и связан с реализацией социозащитной, социоадаптивной и досуговой функций НКО.

Наконец, четвертый тип социальной деятельности представляет собой интегративную деятельность, предполагающую включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему. На личностном и групповом уровне здесь реализуются функции социокультурной и социальной интеграции, на уровне формирования гражданского общества – организационная.

Анализ общественной практики показал, что за период своего становления некоммерческие организации апробировали и отобрали эффективные формы, методы и инструменты социальной деятельности.

После принятия нового российского законодательства о неправительственных некоммерческих организациях (НКО) в начале 2006 г. и его вступления в силу 18 апреля 2006 г. положение НКО в России продолжало ухудшаться. Право на свободу объединений подвергалось все большим ограничениям, давление российских властей на независимые НКО с использованием правовых и неправовых методов усиливалось. Ограничительное применение нового законодательства об НКО сочетается с применением других ограничительных правовых инструментов, таких как антиэкстремистское законодательство, налоговое законодательство и законодательство о митингах, демонстрациях и пикетах. Среди многочисленных проявлений возрастающего давления российских властей на независимые НКО в 2006-первой половине 2007 гг. важно отметить следующие:

вступление в силу нового ограничительного законодательства об НКО в апреле 2006 г.;

крайне затруднительный и бюрократизированный процесс обязательной перерегистрации иностранных НКО осенью 2006 г., приведший к многочисленным проблемам в деятельности ряда ведущих организаций;

растущее число отказов в регистрации новых НКО и отказов во внесении изменений в уставные и иные документы существующих НКО, основанных на в высшей степени формальном, бюрократическом и зачастую враждебном отношении к НКО со стороны сотрудников регистрационной службы и требованиях властей о предоставлении информации, не предусмотренной законодательством;

растущее использование регистрационной службой проверок НКО с целью оказания давления на организации путем требования документов, не предусмотренных законом, нарушения сроков и других правил проведения проверок, парализации работы НКО в результате обращения, основанного на вмешательстве и враждебном отношении;

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Назначение наказания в уголовном праве
Вербиной было назначено наказание в виде 50 часов обязательных работ. Забеременев, она отказалась от дальнейшего отбывания наказания. На этот момент она уже отбыла 12 часов обязательных работ. Как должен поступить суд? Ответ: В статье 49 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) дано оп ...

Понятие конституционных санкций
Проблема санкций конституционных норм является дискуссионной в юридической науке. Во многом это обусловлено тем, что Конституция РФ содержит общие обязанности и запреты, а также отсутствие ФЗ «О юридической ответственности». Между тем в юридической литературе неоднократно указывалось, что с целью у ...

Формирование, подготовка и использования кадрового резерва Министерства социальных отношений Челябинской области
Формирование, подготовка и использование кадрового резерва является неотъемлемым инструментом подбора кадров на государственную службу в Министерства социальных отношений Челябинской области Каровый резерв государственных гражданский служащих Челябинской области формируется с учетом Реестра должнос ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru