Недостоверная реклама

Страница 1

Вместе с тем не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (п. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

Данное положение Закона о рекламе, безусловно, направлено на охрану интересов потребителей, однако его практическая реализация вызывает сложности. Ведь Закон о рекламе не определяет, что понимается под «существенной информацией» о товаре и условиях его приобретения. Кроме того, умолчание данной информации неправомерно, если в результате создается неверное представление о рекламируемом объекте и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Последний критерий представляется излишним, так как самой попытки создания неверного представления должно быть достаточно для предъявления требований об устранении допущенных нарушений. Поскольку указание на искажение информации и введение в заблуждение потребителей рекламы следует рассматривать не столько как позитивный результат, сколько как направленность на достижение указанного результата, есть основания полагать, что направленность на создание искаженного, неверного представления о товаре (работе, услуге) имеет целью ввести потребителей в заблуждение. То есть предполагается умышленное создание об объекте рекламирования ложного впечатления. В Законе о рекламе 1995 г. содержалась специальная статья «Заведомо ложная реклама». В отличие от действующего Закона о рекламе заведомо ложная реклама понималась шире и не ограничивалась случаями несообщения существенной информации. Заведомо ложной могла быть признана недостоверная, а также недобросовестная реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Что касается отсутствия или неполноты «существенной информации», то речь идет не о предоставлении информации о товаре (работе, услуге) в полном объеме, а о таком указании тех или иных преимуществ без указания условий их реализации. В частности, это может касаться возможности приобретения товаров по льготной цене, если при этом не указывается, что такая цена будет действовать только при приобретении двух и более вещей, получения каких-либо призов, бонусов без указания, что для получения таковых требуется соблюдение дополнительных условий. Например, в рекламе указывается на возможность приобретения двух членских карточек фитнес-клуба по цене одной в определенные дни, но не сообщается о минимальном сроке, на который должна быть приобретена первая карта, или ограничениях, которые установлены для владельцев таких карт (посещение клуба одновременно и только в утренние часы и т.д.).

Поскольку критерии достаточности информации и возможности введения в заблуждение ввиду ее неполноты носят во многом оценочный характер, наиболее часто п. 7 ст. 5 Закона о рекламе применяется в тех случаях, когда требования к предоставляемой рекламодателем информации конкретизированы законодателем применительно к определенному виду объектов рекламирования. В частности, специальные требования к предоставляемой информации установлены для рекламы лекарственных средств, биологически активных добавок, финансовых услуг и др.

К примеру, согласно ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В п. 2 ст. 28 Закона устанавливается, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:

1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Таким образом, в данном случае существуют достаточно четкие требования, касающиеся предоставления рекламной информации.

Так, нарушающей требования п. 7 ст. 5 Закона о рекламе была признана реклама кредитной программы «Паспорт Кредит», содержавшая неполный набор требований, предъявляемых к заемщику при выдаче кредита. Как было установлено при рассмотрении дела в суде, в некоторых рекламных сообщениях указывалось, что есть только одно условие предоставления кредита - наличие паспорта, в другой рекламе содержался перечень требований к заемщику: возраст от 21 до 65 лет; гражданство Российской Федерации; проживание и регистрация на территории присутствия «Восточного экспрессбанка», стаж работы на последнем месте не менее трех месяцев; наличие стабильного дохода в размере, позволяющем обслуживать кредит. При этом перечень требований, содержащихся в спорной рекламе, указан как исчерпывающий.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Высшая юридическая сила Конституции РФ
В ст.15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства. Высшая юридическа ...

Особенности государственного контроля в сфере исполнительной власти
Сущность и особенности контроля в данной сфере определяются, прежде всего, тем, что его объектом является система отношений исполнительной власти. Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательств ...

Иные научные концепции и законодательные подходы к пониманию вины юридического лица, распространенные в зарубежных странах
Чуть ранее мы уже рассматривали, какие научные концепции на понимание вины юридического лица существуют в России. Мы рассмотрели три концепции: «субъективную», «поведенческую» и «поведенческо-психологическую». Обратив внимание на опыт зарубежных правоведов, можно придти к выводу, что некоторые из э ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru