История возникновения административной ответственности юридических лиц в России

Современное право » Вина коллективного субъекта в административном праве » История возникновения административной ответственности юридических лиц в России

Страница 1

Пожалуй, не стоит рассматривать развитие ответственности юридических лиц со времен Руси, также не стоит затрагивать времена царской России и Российской Империи. Разумным представляется начать со второй половины 20 века.

Итак, начиная с 60-х годов правоприменительная практика исходила из того, что юридические лица, то есть государственные предприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты, не привлекались к административной ответственности. Считалось необходимым усиление личной ответственности их должностных лиц, отвечающих за определенные направления деятельности. Тому может служить подтверждением указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». В этом нормативном правовом акте отмечалось, что «в связи с укреплением государственной дисциплины в деятельности учреждений, предприятий и организаций и дальнейшим повышением личной ответственности должностных лиц применение налагаемых в административном порядке штрафов к учреждениям, предприятиям и организациям в настоящее время не вызывается необходимостью, тем более что сложившаяся практика наложения штрафов на учреждения, предприятия и организации фактически приводит во многих случаях к безнаказанности должностных лиц, действительных виновников нарушения». В связи с этим, в частности, было постановлено:

«Отменить наложение штрафов в административном порядке на учреждения, предприятия и организации.

Установить, что штрафы в соответствии с действующим законодательством налагаются на тех должностных лиц, которые в порядке исполнения своих служебных обязанностей должны принимать меры к своевременному выполнению установленных правил. Запретить отнесение наложенных на должностных лиц штрафов на счет учреждений, предприятий и организаций».

Несмотря на рассмотренный указ, административная ответственность, по мнению Минашкина А.В., продолжала применяться к юридическим лицам за ряд правонарушений, например за уклонение от участия в дорожных работах, причинение ущерба лесному хозяйству, нарушение правил пожарной безопасности, так как по своей сути является выражением публичного интереса.

Следовательно, тот факт, что в ряде случаев по действующему законодательству юридические лица выступают в качестве субъектов административной ответственности, вполне закономерен, с точки зрения развития российской правовой системы.

Затем был принят КоАП РСФСР от 20.06.1984 года, который был призван кодифицировать различные разрозненные источники административного права, но, как и ранее отдельные законодательные акты, не предусматривал привлечение к административной ответственности юридических лиц.

Однако с 90-х годов в российском законодательстве появились нормативные акты, распространяющие административную ответственность на юридических лиц. Первым был Закон Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства». Процедура привлечения была прописана в Положении о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 729. С этого момента административная наука признает организации надлежащим субъектом административной ответственности.

Однако в ряде законодательных актов не каждый штраф рассматривался как административная санкция. К примеру, в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» четко разграничены финансовая ответственность предприятий, учреждений и организаций (в виде штрафа соответствующей степени кратности) и административная ответственность руководителей предприятий, учреждений, организаций, допустивших указанные нарушения (в виде штрафа в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда).

Эта тенденция получила развитие в актах Конституционного Суда Российской Федерации, который 1 октября 1998 г. принял Определение «По запросу Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности ч. 1 ст. 6 КоАП РСФСР». Пункт 4 названного документа содержит следующее: « .что касается вопроса о возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности, то он решен федеральным законодателем в ряде актов, принятых после введения в действие Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В частности, юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в сфере деятельности налоговых и таможенных органов, строительства и градостроительства, обеспечения пожарной безопасности и т.п. Не являются препятствием к установлению административной ответственности юридических лиц и положения КоАП РСФСР, поскольку согласно ч. 3 его ст. 2 положения данного Кодекса распространяются и на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в этот Кодекс».

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Тактический прием: его сущность и значение
В литературе обычно дается общее определение тактического приема как наиболее рационального действия в определенных условиях или подчеркиваются какие-либо стороны. Например, Р.С.Белкин определяет тактический прием как наиболее рациональный и эффективный способ действия или наиболее целесообразная в ...

Кредитование по контокорренту
Характерной особенностью краткосрочного кредитования является кредитование первоклассных заемщиков по контокорренту. Это означает, что предприятию открывается один-единственный счет; расчетный счет в данном случае закрывается, кредитование и расчеты происходят по одному-единственному активно-пассив ...

Иные вещные права на недвижимое имущество
В российском законодательстве под вещными понимаются право собственности на недвижимость; право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право постоянного (бессрочного) пользования; право пожизненного наследуемого; сервитут. [4, Ст. 216] Указанный перечень не является исчерпывающим. К ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru