Право и мораль

Страница 1

У морали наиболее обширная сфера деятельности в системе нормативного регулирование. Это обусловлено тем, что связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которая занимает мораль в системе нормативного регулирования.

Право и мораль имеют общие черты и свойства, которые проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Единство право и морали, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность. Право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни, они не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений, а связанны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия.

Учитывая, что мораль проникает во все сферы жизнедеятельности человека, то отграничить право от морали по предметным сферам нельзя. Право возникает и действует в отношениях собственности и политической власти, но они не обособлены от морали.

Из этого можно сделать вывод, что право и мораль не имеют своих обособленных сфер жизнедеятельности человека, а действуют в едином пространстве.

Общечеловеческое содержание морали можно выразить в едином правиле: "поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе". Мораль отражает в своих нормах абсолютные ценности, поэтому моральные нормы являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине может оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и морального ожидания.

Происхождение морали имеет исторические корни, которые неотделимы от самой жизнедеятельности людей. Опыт человеческого общения, его ценности и идеалы закреплялись в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов и нравственных представлений. Гражданин общества формирует определенные взгляды и обращает их на себя, а позитивное право нередко заключает в себе нормы, противоречащие ценностям и приоритетам человеческой жизни. В этой связи право и мораль имеют принципиальное расхождение.

Если рассматривать оценку поведения личности, то право и мораль по разному подходят к оценке, так мораль оценивает с позиции "плохо или хорошо, справедливо или несправедливо", а право со стороны "законно или незаконно, правомерно или неправомерно и т.д.".

Мораль оценивает с точки зрения убеждений, привычек или нравственного долга, а право – с позиции законности.

Мораль является универсальным средством регулирования отношений и распространяется на все сферы поступков и действий человека, а право – воздействует избирательно. Так, в христианской морали говорится: "чти отца своего и мать свою", а право предусматривает только обязанностью совершеннолетних трудоспособных детей содержать своих нетрудоспособных родителей (Семейный Кодекс РФ), о хорошем отношении к своим родителям закон ничего не предусматривает.

Принципиальное отличие права от морали заключается в том, что право обеспечивается государственным закреплением норм в актах власти, возлагая тем самым на граждан общества обязанность выполнения указанных в законодательстве норм.

Право возникло потому, что в новых условиях развития государства регуляторы, в том числе и мораль, оказывали недостаточное воздействие для обеспечения правопорядка, защиты от произвола и организованности государства в целом.

Право, в отличие от морали и религии должно быть только одно, в то же время моральных и религиозных систем в едином государстве может быть несколько: мораль правящей элиты, господствующая мораль. Это не говорит о том, что право и мораль противоборствуют между собой, они взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Это можно облачить следующее правило: "право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков, а мораль не должна требовать нарушение закона",

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Виды сроков исковой давности
Сроки исковой давности делятся на два вида: общий и специальный сроки (ст. 196, 197 ГК РФ). Общий срок исковой давности применяется во всех случаях, когда законом не установлено иное. Общий срок установлен законом - 3 года (ст. 196 ГК РФ) [1]. Такой равный подход ко всем субъектам гражданского прав ...

Понятие и значение толкования норм права
Под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли социальных сил, стоящих у власти. Разработка новых юридических предписаний нев ...

Судебная реформа в Российской Федерации
Положения о судебной власти, закрепленные в главе 7 Конституции Российской Федерации 1993 года, получили свое развитие в ряде федеральных конституционных законов и федеральных законов, актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации. В Концепции судебной реформы, ут ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru