Право и мораль

Страница 1

У морали наиболее обширная сфера деятельности в системе нормативного регулирование. Это обусловлено тем, что связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которая занимает мораль в системе нормативного регулирования.

Право и мораль имеют общие черты и свойства, которые проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Единство право и морали, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность. Право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни, они не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений, а связанны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия.

Учитывая, что мораль проникает во все сферы жизнедеятельности человека, то отграничить право от морали по предметным сферам нельзя. Право возникает и действует в отношениях собственности и политической власти, но они не обособлены от морали.

Из этого можно сделать вывод, что право и мораль не имеют своих обособленных сфер жизнедеятельности человека, а действуют в едином пространстве.

Общечеловеческое содержание морали можно выразить в едином правиле: "поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе". Мораль отражает в своих нормах абсолютные ценности, поэтому моральные нормы являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине может оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и морального ожидания.

Происхождение морали имеет исторические корни, которые неотделимы от самой жизнедеятельности людей. Опыт человеческого общения, его ценности и идеалы закреплялись в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов и нравственных представлений. Гражданин общества формирует определенные взгляды и обращает их на себя, а позитивное право нередко заключает в себе нормы, противоречащие ценностям и приоритетам человеческой жизни. В этой связи право и мораль имеют принципиальное расхождение.

Если рассматривать оценку поведения личности, то право и мораль по разному подходят к оценке, так мораль оценивает с позиции "плохо или хорошо, справедливо или несправедливо", а право со стороны "законно или незаконно, правомерно или неправомерно и т.д.".

Мораль оценивает с точки зрения убеждений, привычек или нравственного долга, а право – с позиции законности.

Мораль является универсальным средством регулирования отношений и распространяется на все сферы поступков и действий человека, а право – воздействует избирательно. Так, в христианской морали говорится: "чти отца своего и мать свою", а право предусматривает только обязанностью совершеннолетних трудоспособных детей содержать своих нетрудоспособных родителей (Семейный Кодекс РФ), о хорошем отношении к своим родителям закон ничего не предусматривает.

Принципиальное отличие права от морали заключается в том, что право обеспечивается государственным закреплением норм в актах власти, возлагая тем самым на граждан общества обязанность выполнения указанных в законодательстве норм.

Право возникло потому, что в новых условиях развития государства регуляторы, в том числе и мораль, оказывали недостаточное воздействие для обеспечения правопорядка, защиты от произвола и организованности государства в целом.

Право, в отличие от морали и религии должно быть только одно, в то же время моральных и религиозных систем в едином государстве может быть несколько: мораль правящей элиты, господствующая мораль. Это не говорит о том, что право и мораль противоборствуют между собой, они взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Это можно облачить следующее правило: "право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков, а мораль не должна требовать нарушение закона",

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Методы управления государственным долгом
Управление государственным долгом - это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий. ...

Специфика абсолютизма в отдельных Европейских государствах
Несмотря на универсальность процесса становления абсолютных монархий, в границах европейского общества можно выделить ряд вариантов такого государственного строительства. Условно их можно разделить на северо-западный, юго-западный(средиземноморский), скандинавский, центрально-европейский и восточно ...

Подготовка к проведению выездной налоговой проверки
Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru