Становление и развитие правового регулирования института информационного обеспечения выборов в России в постсоветский период

Современное право » Правовое регулирование информационного обеспечения выборов в Российской Федерации » Становление и развитие правового регулирования института информационного обеспечения выборов в России в постсоветский период

Страница 6

В 2002 году впервые был законодательно закреплен термин «информационное обеспечение выборов», что явилось важным шагом в дальнейшем развитии правовых норм, регламентирующих информационные процессы, связанные с избирательной кампанией. Как указано в рамочном Федеральном законе о выборах и референдумах (ст.44), информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Период с 2002 по 2011 гг. характеризуется изданием большого числа нормативных актов, развивающих и дополняющих нормы избирательных законов, в том числе и по вопросам информирования избирателей и предвыборной агитации. Следует подчеркнуть, что вопросам информационного обеспечения выборов в данный период уделяется повышенное внимание.

В 2002 году принят новый вариант Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанный федеральный закон является рамочным законом, универсальным нормативным актом, регулирующим выборы различного уровня. Остановимся более подробно на новациях данного закона.

В законе по сравнению с Федеральным законом от 19 сентября 1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расширен перечень основных терминов и понятий в целом, а также касающихся информационного обеспечения выборов. Взамен понятия «сроки проведения агитации» впервые вводится термин «агитационный период»: период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (ст. 2). В законе уточнено определение предвыборной агитации, причем за время действия закона оно было незначительно скорректировано в 2005 году и с этого времени является неизменным. Как отмечают Р.Т.Биктагиров, А.А.Фомин, С.М.Шапиев, в отличие от ранее действовавшего законодательства теперь деятельность, имеющая целью побудить и побуждающая избирателей к участию в выборах, не может быть квалифицирована как предвыборная агитация.

В законе существенно, расширена норма о недопустимости использования преимуществ должностного или служебного положения кандидатами, в том числе касающаяся, вопросов информационного обеспечения выборов (п.5. ст.40). Следует отметить, что указанная норма претерпела ряд изменёний по сравнению с первоначальной редакцией закона от 12 июня 2002 г. Закон также дополнил и уточнил перечень представителей СМИ, которым запрещено участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации (п.7. ст.40).

Принципиальные нововведения в законе касаются содержания и структуры главы VII, название которой отражает не только вопросы агитации, как было в предыдущих федеральных законах об основных гарантиях, но и в целом широкий круг вопросов, связанный с информационном обеспечением выборов. Как было отмечено выше, в законе впервые вводится термин «информационное обеспечение выборов».

Структура главы VII «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах» включает в себя, помимо статьи «информационное обеспечение выборов и референдумов» (ст.44), впервые выделенные в отдельные статьи — статьи «информирование избирателей и участников референдума» (ст.45) и «опросы общественного мнения» (ст.46).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезно знать:

Бродяги, попрошайки
В России, обладающей огромным географическим пространством, национально-культурным своеобразием, различным уровнем социально-экономического развития территорий, исследование девиантного поведения вообще, бродяжничества и попрошайничества в частности необходимо проводить с учетом регионального аспек ...

Порядок применения дисциплинарных взысканий
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или уголовной ответ ...

Виды юридической ответственности
В научной литературе вопрос о классификации видов юридической ответственности остается дискуссионным. Любая классификация зависит от ее основания (критерия). Наиболее распространенной в отечественном правоведении является классификация видов юридической ответственности по ее отраслевой принадлежнос ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru