Становление и развитие правового регулирования института информационного обеспечения выборов в России в постсоветский период

Современное право » Правовое регулирование информационного обеспечения выборов в Российской Федерации » Становление и развитие правового регулирования института информационного обеспечения выборов в России в постсоветский период

Страница 6

В 2002 году впервые был законодательно закреплен термин «информационное обеспечение выборов», что явилось важным шагом в дальнейшем развитии правовых норм, регламентирующих информационные процессы, связанные с избирательной кампанией. Как указано в рамочном Федеральном законе о выборах и референдумах (ст.44), информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Период с 2002 по 2011 гг. характеризуется изданием большого числа нормативных актов, развивающих и дополняющих нормы избирательных законов, в том числе и по вопросам информирования избирателей и предвыборной агитации. Следует подчеркнуть, что вопросам информационного обеспечения выборов в данный период уделяется повышенное внимание.

В 2002 году принят новый вариант Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанный федеральный закон является рамочным законом, универсальным нормативным актом, регулирующим выборы различного уровня. Остановимся более подробно на новациях данного закона.

В законе по сравнению с Федеральным законом от 19 сентября 1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расширен перечень основных терминов и понятий в целом, а также касающихся информационного обеспечения выборов. Взамен понятия «сроки проведения агитации» впервые вводится термин «агитационный период»: период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (ст. 2). В законе уточнено определение предвыборной агитации, причем за время действия закона оно было незначительно скорректировано в 2005 году и с этого времени является неизменным. Как отмечают Р.Т.Биктагиров, А.А.Фомин, С.М.Шапиев, в отличие от ранее действовавшего законодательства теперь деятельность, имеющая целью побудить и побуждающая избирателей к участию в выборах, не может быть квалифицирована как предвыборная агитация.

В законе существенно, расширена норма о недопустимости использования преимуществ должностного или служебного положения кандидатами, в том числе касающаяся, вопросов информационного обеспечения выборов (п.5. ст.40). Следует отметить, что указанная норма претерпела ряд изменёний по сравнению с первоначальной редакцией закона от 12 июня 2002 г. Закон также дополнил и уточнил перечень представителей СМИ, которым запрещено участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации (п.7. ст.40).

Принципиальные нововведения в законе касаются содержания и структуры главы VII, название которой отражает не только вопросы агитации, как было в предыдущих федеральных законах об основных гарантиях, но и в целом широкий круг вопросов, связанный с информационном обеспечением выборов. Как было отмечено выше, в законе впервые вводится термин «информационное обеспечение выборов».

Структура главы VII «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах» включает в себя, помимо статьи «информационное обеспечение выборов и референдумов» (ст.44), впервые выделенные в отдельные статьи — статьи «информирование избирателей и участников референдума» (ст.45) и «опросы общественного мнения» (ст.46).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезно знать:

Особенности административного устройства Тамбовской области
Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России признано и гарантировано Конституцией Российск ...

Конституционная ответственность как разновидность юридической ответственности
Конституционная ответственность является одним из видов юридической ответственности. Новый вид ответственности возникает на основе формирования нового комплексного критерия деления ответственности на виды, на основе такого накопления его количественных изменений, когда возникает новое специфическое ...

Правопреемство государств в отношении государственных долгов
«Государственный долг» — это любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, возникшее в соответствии с международным правом. Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства - предшественника и возникновение обязательст ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru