Условия охраноспособности объектов авторского права

Современное право » Авторское право » Условия охраноспособности объектов авторского права

Страница 1

В соответствии со сложившейся в российской юридической практике традицией принято различать охрану прав (установление общего правового режима) и защиту прав (меры, которые принимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены).

Под охраной прав понимается установление общего правового режима по использованию объектов авторского права и правомочий, с ними связанных. Согласно тексту Всемирной Женевской конвенции (применимого к Российской Федерации) объектом охраны авторского права являются права авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения (ст. 1 «Каждое Договаривающееся Государство обязуется принять все меры, необходимые для обеспечению достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры».).

Но прежде всего следует определить, что такое принцип охраны авторского права. Это территориальный и национальный критерий авторского права. Территориальный принцип предоставления охраны заключается в том, что охрана произведению предоставляется, если произведение впервые опубликовано (может быть обнародовано) или если не опубликовано, но находится на территории государства, где испрашивается охрана. Изначально Бернская конвенция применяла только этот принцип, но с 1964 г. стал применяться принцип гражданства (национальный) [1, п. 1 ст. 3].

Он заключается в том, что произведения гражданина определенной страны охраняются в стране, гражданином которой он является, независимо от места обнародования произведения. Применение двух принципов является верным, т.к. территориальный принцип отвечает прежде всего интересам издателей и книготорговцев, а национальный – интересам авторов.

Наше законодательство (как, впрочем, и международное) закрепляет два легальных критерия охраноспособности объектов авторского права. Авторское право должно распространяться на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся, во-первых, результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.

В российском законодательстве признак творчества не раскрывается, в связи с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчеством считается умственная, духовная деятельность человека, завершающаяся созданием объективно новых и творчески самостоятельных результатов науки и искусства. Важным, по мнению большинства ученых, показателем творческого характера произведения является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, в новой форме произведения [14].

Объекты авторского права охраняются независимо от их назначения, способа выражения и достоинств (ст. 1259 ч. 4 ГК РФ).

Следующим критерием охраноспособности является объективная форма произведения. Для того чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме. В пункте 3 ст. 1259 ГК РФ перечисляются возможные виды объективных форм:

письменный (рукопись);

устный (публичное произнесение речи);

звуко- или видеозапись (магнитной, механической, цифровой и т.д.);

изображения (рисунок, эскиз, картина и т.д.);

объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, не имеет значения способ его выражения. Для авторского права такой способ выражения творческих произведений не играет никакой роли, он все равно будет охраняться авторским правом. В статье 2 (1) Бернской конвенции говорится: «Литературные, художественные произведения или какие-либо определенные категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме».

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Обнародование – это осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, т.е. опубликование, публичный показ и другие способы.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Понятие и сущность законодательного процесса
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают ...

Пробелы в трудовом законодательстве и некоторые проблемы защиты прав в сфере труда
Динамичное развитие общественных отношений в современном Российском государстве в ряде случаев обусловливает объективное отставание от него правотворчества, что приводит к возникновению ситуаций, именуемых пробелами в праве. Не вдаваясь в подробный научно-правовой анализ данного явления, отметим, ч ...

Тактический прием: его сущность и значение
В литературе обычно дается общее определение тактического приема как наиболее рационального действия в определенных условиях или подчеркиваются какие-либо стороны. Например, Р.С.Белкин определяет тактический прием как наиболее рациональный и эффективный способ действия или наиболее целесообразная в ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru