Функции Правительства Российской Федерации в экономической и социально-культурной сфере

Современное право » Основные функции Правительства Российской Федерации » Функции Правительства Российской Федерации в экономической и социально-культурной сфере

Страница 2

Вторая функция - обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Примечательно, что понятие "финансовая политика" отделено от понятий "кредитная политика" и "денежная политика", хотя кредиты и деньги относятся к финансам. Это дает возможность рассматривать финансовую политику как включающую в себя налоговую политику, а также политику в области бухгалтерского учета и аудита. Из такого же понимания исходит и Конституционный Суд, который в своих решениях неоднократно обращался к анализу понятия "единая финансовая политика".

Например, в Постановлении от 21 марта 1997 г. N 5-О указано, что принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее ст. 114 (п. "б" ч. 1), согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Эти положения развивают одну из основ конституционного строя РФ - принцип единства экономического пространства (ст. 8, ч. 1), означающий в том числе, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74).

В Постановлении от 1 апреля 2003 года N 4-П отмечается, что из ст. 71 (п. "ж", "р") Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. "б" ч. 1) следует, что в РФ официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя РФ.

В Определении от 25 декабря 2003 г. N 455-О указано, что единство экономического пространства как одна из основ конституционного строя РФ (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) гарантируется, в частности, осуществлением находящейся в ведении РФ (п. "а", "е", "ж", "о" ст. 71; ч. 3 ст. 75 Конституции РФ) единой финансовой политики, включающей и единую налоговую политику; установлением правовых основ единого рынка; федеральным финансовым, в том числе бюджетным, регулированием; принятием гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства; формированием федеральных экономических служб, к которым относятся и налоговые органы.

Данные правовые позиции показывают, что единая финансовая (в том числе налоговая) политика направлена на поддержание такой важнейшей основы конституционного строя РФ, как единство экономического пространства, а также на обеспечение принципа единства налоговой системы. Ее осуществление реализуется Правительством через систему находящихся в ее ведении федеральных экономических служб (Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство и т.д.), а также посредством таких инструментов, как бухгалтерский учет и аудит.

Единая кредитная и денежная политика осуществляется Правительством путем осуществления следующих мер: регулирование рынка ценных бумаг, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ, валютное регулирование и валютный контроль, руководство валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами, разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен (ст. 15 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. о Правительстве РФ, в ред. от 30 января 2007 г.). Некоторые из названных мер осуществляются Правительством во взаимодействии с Банком России (п. 1 ст. 4 ФЗ о ЦБ РФ).

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение доходов и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Функция, обозначенная п. 3) является функцией Правительства Российской Федерации в социально-культурной сфере. Функции Правительства по обеспечению единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии вытекают из требований ст. 72 Конституции РФ о взаимодействии РФ и ее субъектов по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий; охраны памятников истории и культуры (п. "д"), по общим вопросам воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (п. "е"), при координации вопросов здравоохранения, а также по вопросам защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение (п. "ж").

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Дополнительные административные наказания
В системе административных наказаний имеется такая мера, как возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это наказание предполагает совершение нескольких правовых действий: а) принудительное изъятие вещи; б) последующую ее реализацию; в) передачу вырученной с ...

Обязанности оценщика
Оценщик обязан: - быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков; - соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также ста ...

Организационно-правовые основы деятельности адвоката
Отношение к адвокатуре и адвокату остается в определенной степени негативным, и в первую очередь со стороны правоохранительных и судебных органов. Адвокат нередко воспринимается ими как лицо, защищающее преступника или неправое дело какого-либо предпринимателя. Между тем главное конституционное пре ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru