Ограничительные условия договора коммерческой концессии в контексте международного опыта применения франчайзинга

Современное право » Договор в сфере авторского права » Ограничительные условия договора коммерческой концессии в контексте международного опыта применения франчайзинга

Страница 1

Коммерческая концессия является новым явлением для России. Поэтому в этот «переходный» период регулирования данного договора необходимо учитывать сложившийся опыт зарубежных стран.

Задача договора коммерческой концессии - содействовать продвижению товара, избегая конкуренции сторон, которые являются партнерами в результате разделения между ними рынка сбыта. Этому способствует добровольное ограничение сторонами некоторых своих прав, которое, однако, не может не затрагивать основополагающего принципа свободы конкуренции, и в силу этого принцип свободы договора коммерческой концессии ограничивается публично-правовыми требованиями.

Положительной чертой российского законодательства является отсутствие в нем явных противоречий с международными нормами в отношении перечня допустимых и недопустимых ограничительных условий договора.

Все же существует ряд недостатков техники российского законодателя. В ст. 1033 ГК РФ закреплено ограничительное обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздержаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории. А.А. Иванов подчеркивает, что ключевую роль в применении данного законоположения «играет толкование слова «аналогичные». Несмотря на различные точки зрения цивилистов, законодатель все-таки имел в виду под словом «аналогичные» — «в основных (существенных) частях такие же (сходные)». И все же, для исключения возможности обхода данного условия путем замены в комплексе исключительных прав одного из объектов интеллектуальной собственности, наилучшим выходом будет исключение вызывающего споры оценочного понятия «аналогичные» комплексы прав и замена его формулировкой «комплекс или его часть».

Также представляется целесообразным убрать из ст. 1033 ГК условие об обязанности пользователя согласовывать с правообладателем оформление используемых помещений, которое уже перечислено в ст. 1032 ГК и дополнить последнюю обязанностью согласовывать место расположения помещения.

Кроме того, в целях повышения эффективности работы франшизной сети, ряд ограничительных условий, распространенных в мировом законодательстве следует включить и в российское. Например, на практике пользователь часто реализует не свой товар, а товар, поставляемый правообладателем или по лицензионному соглашению с ним третьим лицом. Поэтому в ГК РФ следует включить условие, ограничивающее право поставщика заключать аналогичные договоры с другими лицами на закрепленной за пользователем территории в течение срока действия договора. С другой стороны, в этом случае имеет смысл ограничить право пользователя приобретать и продавать иные товары, кроме тех, которые поставляются правообладателем, включая конкурирующие товары, необходимые для оказания услуг клиентам. Пользователь может быть освобожден от данной обязанности только в отношении запасных частей и аксессуаров, которые не представляется возможным получить от правообладателя.

Целесообразно также включить в ГК РФ норму об ограничении финансового участия пользователя в капитале конкурирующих с правообладателем предприятий, если при этом возникает возможность влиять на экономическое поведение этих предприятий.

Также, учитывая опыт других государств, необходимо разрешить сторонам распространять действие ограничительных условий на время после прекращения действия соглашения. Безусловно, при этом обязательно должны существовать пределы применения последоговорных ограничений, при которых не создается несоразмерной угрозы экономической деятельности пользователя.

Перечень условий, включение которых в договор недопустимо, также должен быть расширен. Это касается, в частности, запрета на приобретение пользователем у других пользователей сети товаров, предусмотренных соглашением. Отсутствие этого запрета приведет к отказу пользователя от приобретения товаров у конкурентов. При использовании в процессе своей деятельности пользователем товаров, произведенных третьими лицами по указанию правообладателя, следует признать неправомерным необоснованный отказ последнего от учета мнения пользователя при выборе данных лиц.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Глубокая ракельная печать
Название глубокой ракельной печати связано со способом изготовления печатной формы в виде тонкого слоя меди, покрывающего стольной цилиндр. Способ изготовления печатной формы на цилиндрической поверхности позволил применить его в высокоскоростной ротационной печати, предполагающей наличие ракеля дл ...

Существенные условия, форма и срок договора аренды участка лесного фонда
Договор аренды, как любой другой договор, включает в себя ряд существенных условий. Основным существенным условием договора аренды лесного участка является цель использования этого участка арендатором. Договор аренды может быть заключен для любого лесопользования, предусмотренного статьей 25 ЛК РФ ...

Фактические данные
Предметом доказывания в уголовно процессе является совокупность фактических обстоятельств, которые необходимо установить для разрешения дела по существу, то есть для того, чтобы решить вопросы о том, имело ли место преступление, кто и в чем виноват, какое наказание должен понести. Следовательно, пр ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru