Институт омбудсмена в Беларуси

Дискуссии на тему учреждения в Беларуси института омбудсмена начались ещё в 1994 г. В 1995 г. Конституционный суд в своём послании о состоянии конституционной законности в Беларуси внёс предложение об учреждении должности уполномоченного по правам человека.

В 1996 г. был подготовлен проект Закона об уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь. Законопроект был одобрен в первом чтении Палатой Представителей Национального Собрания Республики Беларусь. Комиссии по правам человека и национальным отношениям по законодательству и судебной реформе было поручено доработать проект закона с учётом предложений, замечаний. Но в 1996 г. к этому вопросу так и не вернулись.

23 июня 1998 г. во время парламентских слушаний в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, введение института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь названо "своевременным, исключительно актуальным и общественно полезным"

В 2001 г. была сделана очередная попытка, в этот раз снова Конституционным судом. Анализируя состояние конституционной законности в Республике Беларусь Конституционный суд отметил, что принятие Закона "Об уполномоченном по правам человека" благоприятнейшим образом отразилось бы на конституционной законности в государстве, созданию действенного механизма защиты прав и свобод человека. Было разработано несколько вариантов Закона. Однако и в этот раз должность омбудсмена осталась лишь мифом.

Без преувеличения можно сказать, что среди всех человеческих ценностей видное место занимают права человека. Ведь именно они определяют положение личности в цивилизованном обществе, призваны обеспечивать ее свободное развитие и способствовать созданию соответствующих условий для этого, защищать ее от негативных общественных явлений. Не случайно права человека закреплены во многих международных актах. Они существуют независимо от признания их тем или иным государством. Ни одно государство не может быть подлинно демократическим, правовым, не соблюдая эти общепризнанные нормы.

Но для их защиты требуются особые меры. Учреждение института Уполномоченного по правам человека вызвано не столько кризисом публичной администрации и механизма защиты прав человека и гражданина, сколько стремлением гарантировать более качественную защиту этих прав и устранить некоторые пробелы в юридическом контроле над органами публичной власти, оставляемые “традиционными” органами, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина, максимально приблизить состояние обеспеченности прав и свобод человека к международно-правовым стандартам, в частности к Всеобщей декларации прав человека. Сохраняя свою определенную независимость, такой орган способен внести ощутимый вклад в укрепление защиты своих граждан и в формирование культуры общества в духе уважения прав и основных свобод человека.

Задача органа, который по своему юридическому статусу не входит ни в одну властную структуру, состоит в том, чтобы, исключая обязательные санкции, пользуясь только правом предложения, содействовать утверждению справедливости, человечности в действиях государственных структур. Создание института Уполномоченного не должно сопровождаться сокращением, сменой действующих правозащитных институтов, органов надзора за соблюдением законности.

Данный неформальный, легкодоступный, необременительный для государственного бюджета институт урегулирования конфликтов и споров позволит поддерживать постоянную связь между государством и гражданским обществом, примирять частные и публичные интересы, преодолевать анонимность власти. Деятельность Уполномоченного будет способствовать укреплению чувства уважения к закону, установлению взаимной ответственности государства и личности.

Благодаря этому институту конфронтационный тип отношений "государство (государственный аппарат) - гражданин" заменяется отношениями взаимодействия и сотрудничества, преодолевается поляризация власти и общества, гуманизируется управление.

Полезно знать:

Государство и право России в период утверждения капитализма
Предпосылки и условия проведения буржуазных реформ. Роль либеральной бюрократии в их подготовке. Позиция Александра II. Отмена крепостного права. «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г. Освобождение крестьян от личной крепостной зависимости. Правовой ...

Общие положения
Взаимодействие налоговых органов с правоохранительными органами должно быть направлено на совершенствование механизма реализации положений, регулирующих отношения как в налоговой сфере, так и в сфере внешней торговли. Оно может включать разнообразные формы, заключающиеся как в совместной нормотворч ...

Особенности наследственных правоотношений
Наследование - переход от умершего лица (наследодателя) его имущества к другому лицу в соответствии с нормами наследственного права. Наследственное право может рассматриваться как: учебная дисциплина, наука, отрасль права. Учебная дисциплина наследственное право - совокупность тем, разделов, направ ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru