Типология государственного строя Российской федерации

Современное право » Типология государства » Типология государственного строя Российской федерации

Страница 1

Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская, либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких правовых, равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Конституция закрепила федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21-республики, 1-автономная область, 10-автономные округа и 57-края, области и города (Москва и Санкт-Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности.

Российская Федерация является светским государством. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст.14) раскрывает ее в следующих положениях:

- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В Росси основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в возрождении России и в праве свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Закрепление светского государства отнюдь не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. Форма государства определяется сразу (ст. 1) и довольно четко: "Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации господствует демократический политический режим (и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому режиму), формой государственного устройства является федерация, а форма правления в России – республика. Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14-как светское. В статье 13 Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Из этого положения выводится утверждение о том, что Российское государство не имеет и не может иметь своей идеологии. Существует также масса альтернативных точек зрений, например, многие политологи склоняются к тому, что Российская Федерация обладает авторитарным политическим режимом. Россия относится к категории аграрно-индустриальных стран. Российская экономика шестая среди стран мира по объёму ВВП по ППС.

Из этого мы можем сделать вывод: России необходимо продолжать укреплять экономику, делать упор на развитие сферы услуг, предпринимать активные действия для того, чтобы являться крупным сырьевым экспортёром. Также необходимо продолжать укреплять принципы федерализма и демократии: предоставлять наиболее прозрачные возможности, для управления государством народу, как прямые, так и непрямые.

Определять критерии, грамотно типологизировать государство – важная задача для любого члена общества, а тем более для юриста или любого другого человека, взаимодействующего непосредственно с государством, с его аппаратом и органами.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Иные объекты недвижимости
Возможны ситуации, когда по каким-либо причинам объект договора строительного подряда не может быть достроен и в этих случаях возникает необходимость в его реализации именно как объекта недвижимости, для этого необходимо зарегистрировать право собственности на недостроенный объект. Легального опред ...

Рассмотрение жалоб в суде кассационной инстанции
Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня поступления кассационной жалобы вместе с делом в арбитражный суд кассационной и ...

Принцип гласности судебного разбирательства по гражданским делам
Принцип гласности судебного разбирательства, закрепленный в статье 19 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК), означает, что разбирательство гражданских дел во всех судах осуществляется открыто с обеспечением свободного доступа в зал заседаний всех граждан, в том чис ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru