Способы воздействия гражданского общества на государственную власть

Современное право » Способы воздействия гражданского общества на государственную власть

Страница 4

Кроме того, власть не только не ограничивается правом, но стремится поменять существующее позитивное право, подогнать его под себя. Стоит только вспомнить, как сразу после революции советская власть издает Декрет о суде № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. «Суть декрета заключалась в двух положениях: 1) разогнать старый суд; 2) отменить все старые законы» [36; 37]. Однако и этого советской власти показалось мало. Поэтому 15 февраля 1918 г. принимается Декрет о суде № 2, где суд сам решал, соответствуют ли судебные уставы 1864 г., по которым собственно и велось судебное производство, правосознанию трудящихся классов или нет [38]. Ну и, наконец, окончательные ссылки на «законы свергнутых правительств» запрещают «Положение о едином народном суде», принятое ВЦИК 30 ноября 1918 г. [39]. Вообще, как впоследствии признает П.И.Стучка, после Октября первое выступление правового характера советской власти «заключалось в создании пролетарского суда без буржуазного права, но и без пролетарского» [40]. А сразу после распада Советского Союза Б.Н.Ельцин выносит на референдум проект новой конституции, которая предоставляет такие полномочия президенту, которым позавидовали бы даже некоторые из монархов.

Отсюда властвовать – значит иметь возможность изменять закон. Властитель – это в первую очередь «законодатель-учредитель». «Достаточно вспомнить в этом смысле основателей египетских и китайских императорских династий, а также Моисея, Мухаммеда, Чингиз-хана, Цезаря, Октавиана Августа, Константина Великого, Петра I, Наполеона и др. Их деятельность увенчивается принятием писанного Основного Закона (Законодательства Моисея, Коран, Великая Яса) или формализируется в виде созданных институтов и учреждений, новой системы общественных отношений…» [41]. ограничение власть право ответственность

А раз рука – владыка, который может в любое время изменить существующие нормы в угодном только для себя или всего общества направлении, то уж ограничивать этими нормами самого же владыку никак нельзя.

Изложенное говорит о том, что главным средством ограничения власти является не право, а другая противоборствующая сила, так как юридическая неограниченность власти не означает, что она на самом деле фактически является безгранично произвольной [42]. Верховная власть только в идеале безгранична, в реальности же ее ограничивают законы природы, историческая обстановка, пределы физической возможности, бытовые условия, слабое сознание зависимости подвластных, интеллектуальные границы, внешнеполитическое положение страны, экономические детерминанты, гражданское общество и т.д. [43; 44; 45].

Поэтому в реальности власть должна существовать как раз под воздействием этих элементов силы, способных ее ограничить, иначе она будет стремиться проявлять свою идеалистическую сущность (быть безграничной, существовать в отсутствии каких-либо ограничений). Только в условиях жесткой конкуренции и постоянного контроля, а в необходимых случаях и возможности немедленного реагирования на злоупотребления должна существовать государственная власть. Она должна всегда испытывать давление сдерживающей силы, страх возможности потерять это властвующее влияние в случае злоупотребления и тогда она будет действовать в интересах большинства, а не только властвующих. Но кто является этой другой силой? Кто может оказать давление на такую мощную машину, как государственный аппарат, а тем более сдержать ее? Согласно учению Ш.Л.Монтескье, этой силой должна стать сама власть, разделившись на три ветви. Но не отрицая заслуги великого ученого, по мнению автора, этого недостаточно, а кроме того, сдерживающий элемент должен быть нейтральным, стоящим вне властных полномочий. И таким элементом, понятно, должно являться гражданское общество, которое может заставить власть закреплять в праве ограничения своих полномочий. Однако не все так просто. И дело не только в том, что это пресловутое гражданское общество может быть неразвитым, как, например, в России, но и в том, что субъекты власти меняются и могут оказывать давление на общество и даже подавлять его, блокировать его инициативы и интенциональность. Поэтому в государстве должны существовать эффективные механизмы, с помощью которых даже неразвитое гражданское общество смогло бы проявлять себя и контролировать власть.

В связи с указанным мы считаем актуальным говорить, что для устранения такой ситуации назрела реальная необходимость интеграции в политическую систему страны других институтов непосредственной демократии в дополнение к выборам для создания ограничения произвола со стороны правящего истеблишмента.

Полагаем, что было бы целесообразным ввести в систему отношений между народом и властью своеобразный институт доверия. Суть данного института очень проста. Его задачей должно стать осуществление ежегодного мониторинга общественного мнения (своего рода плебисцита), что позволит выяснить, как граждане оценивают качество работы наиболее важных государственных органов и должностных лиц. В первую очередь к ним должны относиться члены парламента, президент, главы субъектов федерации и члены законодательных органов субъектов федерации. Можно также распространять действие данного института и на более широкий круг должностных лиц государственных органов, а кроме того, он просто необходим, по глубокому убеждению автора, на уровне местного самоуправления. Данный мониторинг по специфике процедуры должен приравниваться к выборам, а соответственно его результаты имеют обязательное значение. В порядке такого опроса не проводятся выборы вышеперечисленных лиц, а только рассматривается вопрос о целесообразности их дальнейшего пребывания на посту. Это своего рода видоизмененный вариант института отзыва. Лица, которым в доверии будет отказано, прекращают свою деятельность и пожизненно не могут занимать данную должность. А вакантные места замещаются в установленном для этого органа обычном порядке формирования (назначение или избрание).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Применение нестандартных методов работы ФССП
Анализ деятельности подразделений розыска свидетельствует о том, что в большинстве территориальных органов ФССП России при установлении местонахождения должника и его имущества используются нестандартные методы сбора сведений о должниках и их имущественном положении. В значительной степени этому сп ...

Структура и организационные основы деятельности Маслихатов - Собраний депутатов
Согласно ст.10 Конституции, Маслихат - Собрание депутатов осуществляет свою деятельность на сессиях, через постоянные и иные комиссии, а также путем реализации депутатами своих полномочий в установленном законом порядке. Основной формой деятельности Маслихата - Собрания депутатов является сессия, н ...

Действие таможенно-правовой нормы во времени и пространстве
Нормы таможенного права, как и все остальные юридические нормы, применяются на определенном пространстве и в течение определенного времени, то есть в процессе правоприменительной деятельности в таможенной сфере необходимо четко представлять себе действие указанных норм в пространственном и во време ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru