Понятие источников права социального обеспечения

Страница 2

Возникновение правовых норм, регулирующих социально-обеспечительные отношения, представляет собой, с одной стороны, объективный процесс, так как он обусловлен природой человека и социальным назначением государства, однако каким будет содержание данных норм, зависит еще и от воли законодателя – в этом проявляется субъективная сторона процесса возникновения норм права социального обеспечения.

Если в общей теории права, других отраслях проблема источников права достаточно исследована как в прошлом так и в настоящем, то в такой молодой отрасли права, как право социального обеспечения, она не получила еще комплексного освещения.

Исследование понятия «источники права социального обеспечения» показало, что в данной правовой категории в полной мере находят проявления концепции, научные представления, дискуссии, характерные как для общей теории права, так и трудового права. В настоящее время отрасль права социального обеспечения является вполне самостоятельной.

Источники права социального обеспечения – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере регулирования социально-обеспечительных отношений, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения [14;С.126]. Результатом правотворческой деятельности государства являются нормативные правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения. Такие нормы, объективированные только в определенной форме, становятся общеобязательными, правовыми, реализация которых обеспечивается средствами государственного воздействия.

Главную, ведущую роль в системе источников российского права, в том числе и права социального обеспечения, играют нормативные правовые акты.

Теория права понимает под нормативным актом официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы [29; С.51].

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 20 января 2003 г. № 2 [10] определил нормативный правовой акт как изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Их большой удельный вес по сравнению с другими источниками связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Давая характеристику нормативному правовому акту и его отличию от других источников, ученые отмечают, что нормативные правовые акты как источники права имеют организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права [29; С.51].

Во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.

Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм.

В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок в «обращении», чем другие формы. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Таким образом, источники права социального обеспечения воплощают в себе решения правотворческих органов о создании, изменении, отмене норм права социального обеспечения. Создание источника права социального – неотъемлемая часть правотворчества, без которой нормы права социального обеспечения не могут возникнуть, а решение компетентного органа не может получить значение государственной воли, нормы права социального обеспечения.

Источники права социального обеспечения являются той формой, в которой нормы права выступают в реальной жизни, из которой черпаются знания о действующем праве и к которой обращаются при решении конкретных правовых ситуаций [14;С.127].

Основными признаками источника права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения.

Нормативный правовой акт содержит, как известно, общеобязательные правила, действие которых распространяется на неограниченный круг субъектов. Этот признак отличает его от индивидуального правового акта (правоприменительного акта, принятого исполнительным органом или должностным лицом исполнительной власти и местного самоуправления либо судом), который имеет своим адресатом конкретного субъекта (субъектов) и направлен на реализацию соответствующего субъективного права либо возложение юридической обязанности [28; С.52].

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Основные направления и формы парламентского контроля в субъектах Российской Федерации
Традиционные сферы применения парламентского контроля над исполнительной властью, сложившиеся на региональном уровне, можно сгруппировать следующим образом: контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ; контроль в бюджетно-финансовой и экономической сферах; контроль за сферой государст ...

Характеристика закона «Об авторском праве и смежных правах»
«Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» занимал центральное место в системе законодательства Российской Федерации об авторском праве и послужил началом правового регулирования рыночных отношений, возникающих по поводу использования произведений науки, литературы и искусств ...

Особенности неполного рабочего времени
Предусмотренная Трудовым кодексом (ст. 93 ТК РФ) возможность установления по соглашению между работником и работодателем неполного рабочего времени позволяет работникам сочетать карьеру с достижением других жизненных целей: получением образования, воспитанием детей и т.д., а работодателям - привлек ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru