Указы Президента РФ как источники права социального обеспечения

Современное право » Изучение Указов Президента России как источников права на социальное обеспечение » Указы Президента РФ как источники права социального обеспечения

Страница 3

В современной России возрождение указного права как политико-правового явления связано с введением поста, избранием и деятельностью ее первого Президента РФ Б.Н. Ельцина. Именно в то время, по мнению М.Н. Марченко, своего апогея практика подмены законов указами достигла в начале 90-х гг. и в последующие годы [22; С.56]. Под предлогом ускоренного проведения экономических, политических и социальных «реформ» с помощью указов решались такие жизненно важные для судеб российского общества и государства вопросы, которые могли решаться исключительно только с помощью конституционных и текущих законов.

В учебнике по праву социального обеспечения России под редакцией А.М. Лушникова [20;С.26] отмечается, что на практике первый Президент России не использовал предоставленное ему право законодательной инициативы в области социального обеспечения и издавал нормативные указы, которыми устанавливал соответствующие права граждан в этой области либо изменял права, закрепленные законами.

На примере действия таких «указов-законов» в сфере права социального обеспечения можно сказать, что они принимались для создания правовой основы формирования новых отношений - отношений в интересах безусловного меньшинства (установление указом доплат к пенсиям только государственным служащим - размер этих сумм в несколько превышал «обычные» пенсии).

Проблема, связанная с подменой одних актов другими, ее недопустимостью, в юридической науке и практике по сути своей стояла всегда. И, как правило, любая подмена актов осуждалась, поскольку разрушала устоявшийся в обществе и государстве правопорядок, противоречила требованиям законности и конституционности, вносила диссонанс в систему источников права.

Согласно ч. 1 ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, обязательные на всей территории Российской Федерации, которые «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Наличие данной юридической формулы и целый ряд других причин социально-экономического и общественного характера дают основание некоторым ученым сомневаться в подзаконности нормативных указов Президента РФ.

Указы Президента РФ по своей правовой природе относятся к числу подзаконных актов. Этот вывод вытекает из ст. 80 (ч. 2) и 90 (ч. 3) Конституции. Первая из названных статей провозглашает, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства «в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами». Еще четче решен этот вопрос в ч. 3 ст. 90, где записано, что «указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам».

Подзаконный характер указов Президента закрепляется также в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ [2] устанавливается, что в случае противоречия указов Президента, в которых содержатся нормы гражданского права, «настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (ст. 3, п. 5 ГК РФ).

Единственным условием для приведения в действие принципа верховенства закона, закрепленного в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, является то, что федеральные законы сами не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) и федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ). Они должны быть приняты и опубликованы в установленном Конституцией порядке. Поэтому указ, который не должен противоречить федеральному закону, зависим от закона, бесспорно подчинен ему; его юридическая сила в соотношении с юридической силой закона уступает последнему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Юридические лица как субъекты международного частного права
Юридическое лицо является вторым основным субъектом международного частного права. Правосубъектность юридических лиц определяется по критериям: 1. Критерий инкорпорации (регистрации), закрепленный в ч.1 ст.1202 ГК РФ, а также в праве Великобритании и США. У юридического лица может быть только одно ...

Особенности определения патентоспособности
В патентоведческой литературе существуют такие понятия, как прямая и абсолютная защита химических соединений. Прямая защита означает, что формула изобретения защищает непосредственно структуру или наименование химического соединения по общепринятой номенклатуре, по которому структуру можно представ ...

Институт омбудсмена в Беларуси
Дискуссии на тему учреждения в Беларуси института омбудсмена начались ещё в 1994 г. В 1995 г. Конституционный суд в своём послании о состоянии конституционной законности в Беларуси внёс предложение об учреждении должности уполномоченного по правам человека. В 1996 г. был подготовлен проект Закона о ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru