Указы Президента РФ как источники права социального обеспечения

Современное право » Изучение Указов Президента России как источников права на социальное обеспечение » Указы Президента РФ как источники права социального обеспечения

Страница 4

Определенную часть нормативных указов Президента РФ, восполняющих временно законодательное регулирование до принятия соответствующего федерального закона, следует отнести к актам законодательного характера, если такое полномочие по принятию актов, частично восполняющих законодательное регулирование (временно «замещающих» федеральные законы), напрямую закреплено в Конституции или в специальном федеральном законе.

Специалисты делают вывод о том, что нормативный указ Президента России является разновидностью подзаконного нормативного правового акта, занимающего самое высокое положение среди всех подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, за исключением группы нормативных постановлений палат Федерального Собрания.

Принятие нормативных указов в отсутствие федерального закона по вопросам, напрямую закрепленным за Президентом в Конституции РФ, возможно до издания соответствующего федерального закона. Законность указов, принимаемых по названным вопросам до принятия федерального закона, не может быть оспорена.

Президент РФ вправе издавать нормативные указы по любому вопросу, напрямую не закрепленному за ним по Конституции РФ, но входящему в предмет ведения Российской Федерации и предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, после издания соответствующего федерального закона. Такое соотношение федерального закона и нормативного указа Президента РФ по вопросам, напрямую не закрепленным в предметах ведения главы государства, не противоречит российскому варианту принципа разделения властей, а наоборот, служит развитию этого основополагающего конституционного принципа [12; С.20].

Таким образом, основанием для издания нормативного указа Президента РФ может служить конституционно закрепленное полномочие по определенно сформулированному вопросу, либо такое положение федерального закона, которое может быть развито или конкретизировано в указе Президента РФ.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, продолжает оставаться весьма широкой. Но по мере развития правовой государственности, начал конституционализма она сузится, а нормотворчеству Президента РФ придет на смену активная законодательная деятельность Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 г. не употребляет прилагательного «подзаконные» в сочетании со словами «нормативные правовые акты», но анализ ее статей показывает, что понятие «подзаконные» применимо по-прежнему для обозначения всех остальных, кроме собственно законов, ступеней иерархической структуры законодательства [18; С.36].

Говоря о подзаконном характере указов Президента, следует отметить разные суждения ученых. Так, некоторые авторы считают, что «было бы ошибкой квалифицировать акты Президента как обычные подзаконные акты», поскольку они обладают «явно более высокой юридической силой, чем постановления и распоряжения Правительства, которые издаются на основе и во исполнение федеральных законов и нормативных указов Президента», что «президентская власть не тождественна исполнительной власти, не сливается с нею» [28; С.39].

Безусловно, постановления и распоряжения Правительства обладают менее высокой юридической силой, чем указы Президента. Однако это свидетельствует только о том, что среди подзаконных актов существует своя иерархия, в которой указы Президента стоят выше, чем акты Правительства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Сравнительная характеристика публичного конкурса и публичного обещания награды
Публичное обещание награды (англ. public promise of bonus) - это обращенное к неопределенному кругу лиц обещание имущественного вознаграждения за достижение обусловленного результата тому, кто достигнет этого результата. Публичный конкурс может быть и закрытым, то есть предложение обращено к опреде ...

Сущность и значение прокурорского надзора
Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории. Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной д ...

Устав
Большинство юридических лиц действует на основании устава, который является локальным нормативным актом. Процедура принятия устава юридическими лицами различных организационно-правовых форм не имеет существенных особенностей. Как правило, он утверждается учредителями на общем или учредительном собр ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru