Указы Президента РФ как источники права социального обеспечения

Современное право » Изучение Указов Президента России как источников права на социальное обеспечение » Указы Президента РФ как источники права социального обеспечения

Страница 5

В некоторых ежегодных Посланиях Президента России Федеральному Собранию настоятельно проводилась мысль о «неочевидности» подзаконного характера указов Президента; о том, что Президент в силу своего положения как главы государства «должен выпускать указы по тем ключевым вопросам, которые не урегулированы действующим законодательством» [31; С.5].

Указ президента - это определенная форма нормативного акта, где содержатся нормы права, принятые главой государства. Указы должны развивать нормы Конституции РФ, нормы Федеральных конституционных законов и федеральных конституционных законов и не противоречить им. Как и другие нормативные акты, они направлены на регулирование общественных отношений, а в некоторых случаях и на восполнение пробелов в праве [30; С.57].

При этом, являясь современным источником и одновременно формой права, т.е. формой закрепления норм права, нормативные указы способствуют реализации компетенции Президента РФ. Как мы видим, указы Президента незаменимы в случае быстрого, т.е. оперативного, реагирования на общественные отношения, так как принимаются они гораздо быстрее, чем федеральные законы.

В научной литературе нет единого мнения по вопросу о характере и юридической силе указов и распоряжений Президента. Некоторые правоведы придерживаются мнения относительно того, что «распоряжения Президента не должны быть нормативными», хотя «на практике отдельные распоряжения Президента все-таки имеют нормативный характер», что среди актов Президента «нормативными должны быть только указы», которые обладают «большей юридической силой, чем его распоряжения» и которые «могут вносить изменения и дополнения в его распоряжения, но не наоборот».

Представляется, что данная позиция наиболее полно отражает сложившуюся законодательную практику и не вызывает возражений. Как отмечается в литературе, «75% всех изданных Президентом указов являются нормативными».

Также следует отметить, что в последние годы практика «указного» нормотворчества заметно сократилась. Сейчас нет резкого противостояния властей, наметилась тенденция поиска их оптимального взаимодействия. Такая тенденция должна получить законодательную основу.

С формально-юридической точки зрения акты Президента РФ обладают такими важными признаками, как [16; С.65]:

- высокое место в правовой системе - после Конституции и законов;

- прямое действие, общеобязательность, одинаковая юридическая сила на всей территории России; широта регулируемых общественных отношений в силу масштабности его функций и полномочий; единоличный порядок издания, сочетаемый с использованием консультативно-совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения;

- соответствие и непротиворечие Конституции РФ и федеральным законам;

- многообразие содержания ввиду сочетания в них общенормативных, конкретно-регулирующих и оперативных мер.

Непосредственно в системе источников права социального обеспечения указы Президента занимают значительное место. Они конкретизируют, дополняют, определяют порядок назначения и выплаты различных видов социального обеспечения, а в некоторых случаях до принятия соответствующего закона оперативно решают проблему в сфере материального обеспечения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Значение договора доверительного управления имуществом
В целом ряде случаев возникают ситуации, при которых собственник не может эффективно использовать свое имущество. Например, не владеет профессиональными знаниями, необходимыми для извлечения доходов при использовании таких видов имущества, как ценные бумаги, авторские права, различные объекты недви ...

Возможные пути решения выявленных проблем
Прежде всего, на порядки сузить круг сведений, относящихся к государственной тайне. Нынешнее "раздутие" объема сведений, составляющих государственную тайну, кроме экономических затрат, влечет еще ряд существенных негативных последствий. 1. Слишком большой массив секретных сведений превращ ...

Принцип гуманизма
Пятый уголовно-правовой принцип - принцип гуманизма. Статья 7 УК РФ формулирует его так: "1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. 2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru