Административная ответственность за нарушения прав граждан

Современное право » Граждане как субъекты административного права » Административная ответственность за нарушения прав граждан

Страница 1

Рассматривая административно-правовой статус граждан РФ, необходимо отметить каким образом нормами административного права предусмотрена защита продекларированных прав и свобод. Например, в соответствии со статьёй 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Эта формула включает в себя право жалобы граждан.

Более полно право граждан обжаловать в судебные органы решения и действия, нарушающие их права и свободы реализуется в Законе РФ от 27.04.93 (ред. от 14.12.95) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”. В соответствии с этим законом “каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

«Статья 4. Подача жалобы

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежащее уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего».

В том случае, если гражданину должностными лицами органов власти и управления причинён ущерб, он вправе обратиться в вышестоящий орган или в суд с заявлением о возмещении ущерба. Порядок возмещения ущерба регламентируется статьёй 15 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В соответствии с нею:

«1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.»

Статья 53 Конституции РФ устанавливает, что: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»

Статья 16 ГК РФ детализирует приведенную статью Конституции и устанавливает, что «убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием».

Как, например, статья 455 Таможенного кодекса РФ предусматривает ответственность таможенных органов РФ за убытки или вред, причиненные лицам, вследствие своих неправомерных действий, равно как неправомерных решений, действия или бездействия своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей»

Ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан предусмотрена так же Кодексом РСФСР об административных правонарушениях в следующих статьях:

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Ассоциация
Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в ассоциации или союзы рассматриваются, как объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так, некоммерческими юридическими лицами. Закон исключает лишь одновременное участие в ас ...

Иные вещные права на недвижимое имущество
В российском законодательстве под вещными понимаются право собственности на недвижимость; право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право постоянного (бессрочного) пользования; право пожизненного наследуемого; сервитут. [4, Ст. 216] Указанный перечень не является исчерпывающим. К ...

Структура правовых норм
Выступая «клеточкой» права, норма в тоже время представляет собой такое образование, которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной организацией. Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Он ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru