Контроль за соблюдением прав человека в рамках СНГ

Современное право » Международный контроль по защите прав человека » Контроль за соблюдением прав человека в рамках СНГ

Страница 1

После принятия Устава ООН, Пактов о правах человека и других международных соглашений в рассматриваемой области начинается процесс учреждения международного контрольного механизма по наблюдению за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств. Его создание и функционирование являются одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании прав человека второй половины XX века.

Роль контрольных органов в современных условиях постоянно возрастает. Все большее внимание уделяется их функциям и полномочиям в деятельности ООН и в различных международных соглашениях.

Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства и предусмотрели создание международного контрольного механизма, возникшего в результате расширения международного правотворчества, усложнения межгосударственных связей, появления глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего человечества.

В этом процессе значительную роль играет и тот фактор, что ряд вопросов, ранее относившихся к внутренней компетенции государств, ныне регулируется международным правом. Функции международного контроля постоянно расширяются, при этом некоторые его формы и методы заимствуются из внутренней практики государств.

Формы такого контроля во многом зависят от характера нарушений прав человека и могут быть самыми разнообразными. Они определяются Уставом, решениями ООН и ее специализированных учреждений, международными соглашениями универсального и регионального характера.

Цель контрольного механизма состоит не в принуждении или применении санкций к государствам за невыполнение взятых ими на себя обязательств, а лишь в контроле за претворением и жизнь положений международных соглашений. Одна из основных задач органов контроля -- оказывать содействие и помощь государствам в выполнении ими международных обязательств путем принятия соответствующих решений и рекомендаций.

Государства, соглашаясь на международно-правовое регулирование основных прав и свобод человека, берут на себя соответствующие обязательства. Объекты таких обязательств права человека претворяются в жизнь самими государствами. Однако их осуществление подлежит контролю со стороны международного сообщества. В этом состоит одна из принципиальных специфических черт международно-правового регулирования прав человека. В настоящее время ряд контрольных органов создан в соответствии с Уставом ООН, другие учреждены на основании международных соглашений по правам человека как универсального, так и регионального характера. Вопросы, относящиеся к правам человека, обсуждаются в основном на Генеральной Ассамблее, в ее третьем комитете, в Экономическом и Социальном Совете, в Комиссии по правам человека и Комиссии по положению женщин, а также в Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Функции этих органов чрезвычайно разнообразны. Они принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам.

В ряде случаев они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами обязательств, взятых по Уставу ООН и по международным соглашениям.

Фактически все главные и значительное число вспомогательных органов ООН в той или иной степени занимаются вопросами, касающимися прав человека.

Определенное распространение в ООН получила и практика создания специальных органов для изучения конкретных ситуаций и проведения расследований грубых, массовых и систематических нарушений прав человека, включая политику апартеида и расовой дискриминации, а также нарушений на территориях, оккупированных в результате совершения агрессии.

В соответствии с резолюцией 2 Комиссия по правам человека в 1967 г. создала специальную рабочую группу в составе пяти экспертов, которой было поручено расследовать обвинения в применении пыток и плохом обращении с заключенными, с задержанными и находящимися под надзором полиции лицами в ЮАР. ЭКОСОС одобрил это решение Комиссии, осудил правительство ЮАР за отказ сотрудничать с рабочей группой и поручил ей также расследовать утверждения о нарушении прав профсоюзов в ЮАР.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Цели чрезвычайного положения
Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. «Несомненно, что устранение обстоятельств, послуживших основанием для введе ...

Возникновение обязательства вследствие причинения вреда
Обязательство вследствие причинения вреда, как и другие гражданско-правовые обязательства, возникает при наличии определенных юридических фактов. Юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение данного обязательства, является факт причинения вреда, деликт. Но обязательство вследствие пр ...

Отграничение нарушения правил охраны труда от смежных составов преступлений
Состав ст.143 УК РФ следует отличать от специальных норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215 УК РФ), нарушение правил безопасности ведении горных, строительных или иных работ (ст.216 УК РФ), нарушение правил безопаснос ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru