Понятие конституционных санкций

Современное право » Санкции в конституционном праве » Понятие конституционных санкций

Страница 1

Проблема санкций конституционных норм является дискуссионной в юридической науке. Во многом это обусловлено тем, что Конституция РФ содержит общие обязанности и запреты, а также отсутствие ФЗ «О юридической ответственности». Между тем в юридической литературе неоднократно указывалось, что с целью упорядочивания норм о конституционной ответственности необходимо принять подобного рода нормативно-правовой акт.

О видах санкций конституционных норм мнения ученых очень разнообразны. Так, И.А.Конюхова относит к ним: досрочное лишение (изменение) конституционного статуса государственного органа, должностного лица, общественного объединения; признание неконституционным акта или отдельных положений, приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ; ограничение специального или общего статуса физического лица (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения). Конституционными санкциями являются отрешение Президента от должности, роспуск ГД, лишение депутатской неприкосновенности, отставка Правительства, признание Конституционным Судом неконституционными законов, Указов Президента, постановлений Правительства и других нормативно-правовых актов.

Теоретики конституционного права, занимающиеся проблемой, мер конституционной ответственности не разграничивают понятия «меры защиты» и «меры юридической ответственности». Они обладают совершенно различной юридической природой. Меры защиты - это охранительные правовые средства (одна из разновидностей государственного принуждения), применяемые в случае совершения правонарушения или наступления иных юридических фактов, преследующие цели предупреждения, пресечения регулирования, восстановления, а также обеспечения безопасности. Основным признаком, который отличает меры защиты от мер юридической ответственности является отсутствие у них карательной функции.

С целью разграничения мер конституционной ответственности и конституционных мер защиты рассмотрим признаки, которые характеризуют меры защиты. Меры защиты предусмотрены в нормах права. Защита права невозможна без правовой нормы, т.к. именно в ней закрепляются меры защиты. Без существования нормы права немыслима реализация этих мер. Причем, как уже отмечалось, меры защиты могут быть закреплены как в диспозиции, так и в санкции правовой нормы. Как правило, в диспозициях правовых норм формулируются превентивные меры. Указывая, что меры защиты могут быть закреплены как в диспозиции, так и в санкции правовой нормы, мы выступаем против «превращения» диспозиции в санкцию, и наоборот. Меры защиты могут быть закреплены или в диспозиции или в санкции правовых норм, а применение принуждения, закрепленного в императивной норме, не всегда означает, что для субъекта наступают неблагоприятные последствия, несмотря на то, что они могут носить правоограничивающий характер.

Меры юридической ответственности преследует цель кары, наказания, а указанные меры защиты (отмена решения, введение чрезвычайного положения) преследуют цели защиты, восстановления конституционного порядка, безопасности граждан. На это прямо указано в Конституции РФ: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод» (ст. 56). В ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении» определяются цели введения чрезвычайного положения: «устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2). Кроме того, те меры, которые применяются в условиях чрезвычайного положения, носят временный характер, и законодатель не называет их мерами юридической ответственности (ст. 11 указанного закона).

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Европейский суд по правам человека
Условия принятий дел судом: дело принимается только тогда, когда были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. дело м.б. принято судом лишь в течение 6 месяцев с даты принятия окончательного внутригосударственного решения. суд рассматривает только те жалобы, которые направлены ...

Правовое регулирование компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь
В соответствии с Конституцией страны на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Его компетенция определена в Конституции (ст. 116) и Законе Республики Беларусь "О Конституционном Суде Республики Беларусь". Конституционный Суд дает за ...

Особенности правового регулирования патентного права
Вторым правовым институтом, посредством которого охраняются права на интеллектуальную собственность, является патентное право. Оно регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и пр ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru