Содержание санкций при конституционной ответственности

Современное право » Санкции в конституционном праве » Содержание санкций при конституционной ответственности

Страница 1

Одним из отличительных признаков мер зашиты от мер юридической ответственности является наличие неблагоприятных последствий, которые несет правонарушитель. Таковые при признании нормативно-правового акта неконституционным отсутствуют. У органа, принявшего данный акт, возникает лишь обязанность отменить его, приостановить или внести соответствующие изменения. Такая обязанность не несет в себе карательного потенциала. Отмену незаконного акта необходимо понимать не как самостоятельную санкцию, а как промежуточное звено, необходимое для реализации ответственности.

Другая проблема конституционных санкций состоит в том, что их смешивают с санкциями иной отраслевой принадлежности. Ученые ссылаются на закрепленное в ст. 53 Основного Закона положение: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц». На основании чего делают вывод о том, что в ст. 53 Конституции закреплена мера конституционной ответственности.

Указанное конституционное положение подчеркивает гражданско-правовую ответственность государства и его органов перед гражданами. Оно служит основой для закрепления соответствующих мер гражданско-правовой ответственности. Положение ст. 53 Конституции конкретизируется в ст. 16 ГК (возмещение убытков, причиненных государственными органами органам местного самоуправления), а также в признании РФ, субъектов РФ, муниципальных образований субъектами гражданского права (ст. 124 ГК).

Помимо Конституции меры конституционной ответственности содержатся в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В соответствии с указанным законом высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта РФ, а законодательный орган - выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ. Президенту РФ предоставлено право вынесения предупреждения как законодательному органу, так и высшему должностному лицу субъекта РФ. В определенных случаях законодательный орган субъекта федерации вправе прекратить полномочия высшего должностного лица субъекта РФ. Кроме того, законы субъектов РФ могут содержать меры конституционной ответственности.

Как меру конституционной ответственности следует рассматривать досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по правам человека в случае осуществления им деятельности, не совместимой с данном статусом (ст. 11. ФКЗ РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»). ФЗ РФ «О Счетной палате РФ» устанавливает иммунитет от уголовного и административного преследования для Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов (ст. 29). Однако они могут быть освобождены от должности палатами Федерального Собрания в случаях нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 29). Таким образом, отстранение от должности указанных должностных лиц - мера конституционной ответственности.

Мерой конституционной ответственности является отрешение Президента РФ от должности. Однако следует иметь в виду, что процедуры импичмента означают только отрешение Президента от должности. В дальнейшем, если это случится, его будет судить суд уже как обычного гражданина. Мерой конституционной ответственности является само отрешение от должности, а затем могут последовать меры уголовной ответственности. Принятие решения об отрешении Президента от должности является самостоятельной мерой конституционной ответственности. Эта заключается в публичном порицании Президента, в падении его авторитета в сознании лиц, его избравших.

На основании ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» изменений и дополнений возможно применение такой меры конституционной ответственности как вынесение Президентом РФ предупреждения законодательному органу субъекта РФ или высшему должностному лицу субъекта РФ.

Конституционные санкции могут быть не только негативными, но и позитивными, поощрительными. Поощрительная конституционная санкция - мера позитивной ответственности субъекта. Они применяются за совершение правомерных действий, связанных с заслугой, сверхисполнением обязанностей, либо с достижением общепризнанного результата. По верному замечанию Л.В.Лазарева, заслуга сопряжена не с бездействием (реализацией запретов), а, наоборот, с социально-активным поведением. Она выражается в «сверхисполнении» лицом своих обязанностей либо в достижении общепризнанного результата. Как правило, «сверхисполнение» означает сверхнормативное поведение, воплощающееся в общественно-полезном результате, превосходящем по своим масштабам результаты обычных действий

Страницы: 1 2

Полезно знать:

К вопросу о раскрытии признаков государства в российской Конституции
Конституция Российской Федерации 1978 года тесно увязывала в единое целое два основных признака государства: "территория" и "суверенитет". Конституция и начиналась с провозглашения важнейшего исходного положения: Российское государство — это суверенное государство. Целая глава К ...

Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции
В международно-правовых документах, имеющих как обязательную, так и необязательную силу, правосудие в отношении несовершеннолетних и связанные с ним области (такие, как профилактика преступности и условия содержания под стражей) регулируются положениями, всеобъемлющий и подробный характер которых н ...

Правовой институт безвестного отсутствия в российском гражданском праве
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуаци ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru