Соотношение конституционных и иных отраслевых санкций

Современное право » Санкции в конституционном праве » Соотношение конституционных и иных отраслевых санкций

Страница 1

Если Конституция охраняет высшие социальные ценности, то необходима эффективная система защиты ее предписаний, причем не только отраслевыми санкциями, но и собственными.

Итак, понимание конституционно-правовой ответственности как отрицательной оценки деятельности субъекта, в результате чего он испытывает неблагоприятные последствия - ограничение либо лишение политических, юридических, материальных интересов, важно для разграничения мер ответственности и мер чисто организационных и организационно-правовых. Но проблема осложняется тем, что одна и та же по наименованию мера может означать как санкцию, так и чисто организационную акцию. Отличие в данном случае состоит в основаниях применения меры. Если, например, отставку Правительства, связанную с выражением ему недоверия Парламентом за неспособность или за неправильную политику, вполне можно считать санкцией конституционно-правовой ответственности, то отставка Правительства по собственной инициативе таковой не является. Отставка в первом случае влечет за собой потерю авторитета Правительством; она связана с отрицательной оценкой его деятельности. Во втором случае этого нет. Роспуск Парламента в одних случаях является мерой конституционно-правовой ответственности, в других - лишь способом разрешения политических кризисов.

Учитывая известную бессистемность в изложении норм о конституционно-правовой ответственности, следует отметить, что сами санкции сформулированы вполне четко и конкретно. Поэтому уполномоченный орган не вправе использовать принудительные меры, выходящие за рамки законодательных предписаний. Таким образом, характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций. К ним, в частности, можно отнести следующие меры:

Досрочное лишение (изменение) конституционного статуса государственного органа, должностного лица, общественного объединения; например, отставка Правительства РФ.

Устранение конституционного нарушения; в частности, признание неконституционными актов или их отдельных положений; отмена незаконных актов вышестоящими органами.

Ограничение (лишение) специального или общего статуса физического лица, например, прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного или военного положения.

Разумеется, данная классификация условна в той степени, что каждая мера конституционно-правовой ответственности направлена и на пресечение неблагоприятных последствий, и на наказание правонарушителей, и на восстановление по возможности нарушенных отношений. Основная цель конституционно-правовых санкций состоит в предупреждении отклонений от требуемой конституционно-правовыми нормами модели поведения, а если это произошло, то применение и реализация

Обобщим итоговые исследовательские выводы.

Обычно под санкцией понимают определенные юридические последствия, наступающие при нарушении или несоблюдении диспозиции данной правовой нормы. Причем характер таких последствий определяется по-разному. Для одних это указание на меры государственного принуждения. Другие, помимо государственного принуждения, включают в понятие санкции иные способы реализации правовой нормы. Вопрос о санкции, как структурном элементе правовых норм нередко подменяется вопросом о средствах, способах их охраны, защиты со стороны государства. Поэтому в литературе представляются две возможные интерпретации санкции. В узком значении - это предусмотренные непосредственно в правовой норме юридические последствия (по общему правилу - меры государственного принуждения), применяемые только в случае ее нарушения. Следовательно, только при условии, что санкция закреплена в конституционной норме, она становится ее структурным элементом. Во всех остальных случаях можно говорить о санкции лишь в широком смысле этого слова, имея в виду тот бесспорный факт, что государство всегда оставляет за собой возможность добиться в принудительном порядке осуществления правовой нормы.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Защита жертв войны
Термин «жертвы войны» впервые был введен в теорию и практику международных отношений в процессе разработки Конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны и принятии их на Женевской дипломатической конференции 21 апреля – 12 августа 1949 г. В последующем в процессе работы очередной Дипломатиче ...

Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
От уголовной ответственности и наказания несовершеннолетний может быть освобожден как по общим основаниям, так и по специальным, имеющим отношение только к данной категории лиц. Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности или наказания связаны с применен ...

Структура и организационные основы деятельности Маслихатов - Собраний депутатов
Согласно ст.10 Конституции, Маслихат - Собрание депутатов осуществляет свою деятельность на сессиях, через постоянные и иные комиссии, а также путем реализации депутатами своих полномочий в установленном законом порядке. Основной формой деятельности Маслихата - Собрания депутатов является сессия, н ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru