Соотношение конституционных и иных отраслевых санкций

Современное право » Санкции в конституционном праве » Соотношение конституционных и иных отраслевых санкций

Страница 1

Если Конституция охраняет высшие социальные ценности, то необходима эффективная система защиты ее предписаний, причем не только отраслевыми санкциями, но и собственными.

Итак, понимание конституционно-правовой ответственности как отрицательной оценки деятельности субъекта, в результате чего он испытывает неблагоприятные последствия - ограничение либо лишение политических, юридических, материальных интересов, важно для разграничения мер ответственности и мер чисто организационных и организационно-правовых. Но проблема осложняется тем, что одна и та же по наименованию мера может означать как санкцию, так и чисто организационную акцию. Отличие в данном случае состоит в основаниях применения меры. Если, например, отставку Правительства, связанную с выражением ему недоверия Парламентом за неспособность или за неправильную политику, вполне можно считать санкцией конституционно-правовой ответственности, то отставка Правительства по собственной инициативе таковой не является. Отставка в первом случае влечет за собой потерю авторитета Правительством; она связана с отрицательной оценкой его деятельности. Во втором случае этого нет. Роспуск Парламента в одних случаях является мерой конституционно-правовой ответственности, в других - лишь способом разрешения политических кризисов.

Учитывая известную бессистемность в изложении норм о конституционно-правовой ответственности, следует отметить, что сами санкции сформулированы вполне четко и конкретно. Поэтому уполномоченный орган не вправе использовать принудительные меры, выходящие за рамки законодательных предписаний. Таким образом, характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций. К ним, в частности, можно отнести следующие меры:

Досрочное лишение (изменение) конституционного статуса государственного органа, должностного лица, общественного объединения; например, отставка Правительства РФ.

Устранение конституционного нарушения; в частности, признание неконституционными актов или их отдельных положений; отмена незаконных актов вышестоящими органами.

Ограничение (лишение) специального или общего статуса физического лица, например, прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного или военного положения.

Разумеется, данная классификация условна в той степени, что каждая мера конституционно-правовой ответственности направлена и на пресечение неблагоприятных последствий, и на наказание правонарушителей, и на восстановление по возможности нарушенных отношений. Основная цель конституционно-правовых санкций состоит в предупреждении отклонений от требуемой конституционно-правовыми нормами модели поведения, а если это произошло, то применение и реализация

Обобщим итоговые исследовательские выводы.

Обычно под санкцией понимают определенные юридические последствия, наступающие при нарушении или несоблюдении диспозиции данной правовой нормы. Причем характер таких последствий определяется по-разному. Для одних это указание на меры государственного принуждения. Другие, помимо государственного принуждения, включают в понятие санкции иные способы реализации правовой нормы. Вопрос о санкции, как структурном элементе правовых норм нередко подменяется вопросом о средствах, способах их охраны, защиты со стороны государства. Поэтому в литературе представляются две возможные интерпретации санкции. В узком значении - это предусмотренные непосредственно в правовой норме юридические последствия (по общему правилу - меры государственного принуждения), применяемые только в случае ее нарушения. Следовательно, только при условии, что санкция закреплена в конституционной норме, она становится ее структурным элементом. Во всех остальных случаях можно говорить о санкции лишь в широком смысле этого слова, имея в виду тот бесспорный факт, что государство всегда оставляет за собой возможность добиться в принудительном порядке осуществления правовой нормы.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении
Судебный порядок рассмотрения жалоб на нотариальные действия или отказа в их свершении содержит достаточно правовых гарантий позволяющих рассмотреть дело и вынести законное и обоснованное судеб-е решение, дающие защиту лицам, чьи права нарушены совершенным нотариальным действием или пострадали в ре ...

Реформы Министерства внутренних дел: чёткий план или имитация
Строчки из детского стихотворения не зря взяты эпиграфом к данной работе. Именно они заставляют задуматься о том, чем же является наша милиция в сознании современного человека? Как выглядит милиционер в глазах общества? Как Дядя Стёпа из детских стихов или же преступник, наделённый властью? Я счита ...

Понятие, признаки и сущность юридических лиц
Конституция Российской Федерации дает право каждому гражданину России на осуществление предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность, - это деятельность, направленная на получение прибыли. Данная деятельность подразумевает финансово-хозяйственные отношения между ее субъектами, ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru