Соотношение конституционных и иных отраслевых санкций

Современное право » Санкции в конституционном праве » Соотношение конституционных и иных отраслевых санкций

Страница 2

Для того чтобы быть обеспеченной принудительной силой государства, каждой конституционной норме вовсе не обязательно иметь в качестве своего структурного элемента санкцию. Отсутствие санкции во многих конституционных нормах не означает, что отвергается сама возможность государственного принуждения в случае их нарушения. Это свидетельствует лишь о специфике методов, форм использования государственного принуждения в случае их нарушения посредством иных правовых норм, норм других отраслей права. Однако в данном случае не должно складываться впечатление, что для эффективной защиты норм конституционного права достаточно обеспечение их отраслевыми санкциями. Поскольку конституционное право охраняет наивысшие социальные ценности, оно само нуждается в адекватной системе средств защиты его предписаний, причем не только в отраслевых, но и в своих собственных санкциях. В противном случае, незащищенность конституционно-правовых норм, безусловно, создало бы широкий простор для произвола со стороны государственных органов и их должностных лиц. Известно, что норма без санкции перестает быть мерой, масштабом поведения, поскольку нарушение этой меры, выход за указанные рамки не повлечет за собой надлежащую реакцию, государственное осуждение и государственное принуждение, обеспечивающие в порядке «обратной связи» регулирование нарушенных общественных отношений. Опыт показывает, что отсутствие собственных санкций порой не может быть компенсировано санкциями уголовного, административного, трудового и иных отраслей права без опасения, что соответствующие нормы конституционного права останутся без действенной защиты.

Вопрос ставится о собственных, конституционных санкциях, иначе говоря, о том, что любое нарушение конституционных правоотношений порождало бы конституционные санкции. Иными словами, выполнение конституционных обязанностей и соблюдение конституционных прав должны быть защищены специфическими санкциями. Может быть, чрезмерно утверждать, что каждая норма конституционного права должна быть снабжена собственной санкцией. Однако нельзя согласиться и с тем, что ответственность подменяется неопределенными отсылками к законодательству, в котором не всегда устанавливается эта ответственность.

Конституционная санкция - это возможность наступления неблагоприятных последствий через законодательное принуждение по отношению к субъекту права в случае неисполнения им конституционных обязанностей или в случае злоупотребления своими правами. Строгость санкций за нарушение правовых норм в значительной мере отражает социальную ценность охраняемых этими нормами отношений.

Конституционные санкции связаны с ретроспективной ответственностью и заключается главным образом в отрицательной государственно-правовой оценке отклоняющегося поведения и наступлении неблагоприятных последствий для соответствующих субъектов. Это, например, смещение с должности Президента; при наличии определенных условий и оснований - роспуск Государственной Думы; отставка Правительства в случаях выражения ему недоверия либо отказа в доверии; освобождение (отстранение) от занимаемой должности высокого должностного лица (оно может быть и не санкцией); роспуск местного представительного органа, например, за систематическое или грубое нарушение требований законодательства; лишение депутатского мандата; запрет партии; лишение гражданства; запрет занимать определенные должности в государственном аппарате; лишение орденов, медалей и почетных званий за «недостойное поведение»; отзыв дипломатических представителей работающих в международных организациях и зарубежных странах, за действия, «несовместимые с их статусом» и другие запреты и ограничения аналогичного характера. Перечень подобных санкций может дополняться или сокращаться вместе с изменением Конституции и иных законодательных актов.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Понятие Конституционного Суда Российской Федерации
Согласно статье 1 Федерального Конституционного Закона от 24 июля 1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд – это, прежде всего, орган, осуществляющий судебную власть. Осуществление Конституционным Судом судебной, а значит, и государственной власти основывае ...

Отдельные категории граждан, их особенности
Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает равенство прав и свобод всех граждан России, может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, беженцев ...

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин создан в соответствии со статьей 17 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Комитет состоит из 23 экспертов, обладающих всякими моральными качествами, и признанной компетентностью в области, охватываемой Конвенцией. Ч ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru