Конституция РФ - база текущего законодательства

Страница 1

Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Текущее законодательство развивает предписания Конституции РФ, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

Принятие новой конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства

Наряду с этим, Конституция РФ часто предусматривает необходимость принятия нормативных актов, развивающих и реализующих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:

1. Прямо указывает виды федеральных конституционных законов или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных вопросов.

Конституцией РФ предусмотрены следующие ФКЗ:

1) о порядке разрешения вопросов, связанных с принятием в РФ нового субъекта РФ, образованием в ее составе нового субъекта, изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч.2 ст.65, ч.5 ст.66, ч.1 ст. 137 Конституции);

2) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч.2 ст.65; ч.1 ст.137);

3) об образовании в составе РФ нового субъекта РФ (ч.2 ст.65; ч.1 ст. 137);

4) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч.5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);

5) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использования (ч.1 ст.70);

6) о референдуме РФ (п. "в" ст.84);

7) о режиме военного положения (ч.3 ст.87);

8) о чрезвычайном положении (ст.88; ч.2 ст.56). В ч.1 ст.56 Конституции говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным ФКЗ, так и ФКЗ о чрезвычайном положении;

9) об Уполномоченном по правам человека (п. "д" ч.1 ст.103);

10) о порядке деятельности Правительства РФ (ч.2 ст.114);

11) о судебной системе РФ (ч.3 ст.118);

12) о Конституционном Суде РФ (ч.3 ст.128);

13) о Верховном Суде РФ (ч.3 ст.128);

14) о Высшем Арбитражном Суде РФ (ч.3 ст.128);

15) об отдельных частях судебной системы - об общих судах, арбитражных судах, о военных судах и др. (ч.3 ст.128);

16) о Конституционном Собрании (ч.2 ст.135).

Добавим к этому, что Конституция РФ конкретно предусматривает принятие многих федеральных законов, например федеральные законы "О гражданстве", "О военной службе", "Об альтернативной гражданской службе", "О статусе столицы РФ", "О порядке выборов Президента РФ" и другие.

2. Использует указание на то, что определенные отношения регулируются федеральным законом, не называя конкретный по наименованию или содержанию акт.

Так, согласно ч.3 ст.36 Конституции РФ, закрепляющей право частной собственности на землю, "условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона". В принципе данный вариант применяется весьма широко в действующей Конституции РФ - гораздо больше, чем предшествующими основными законами, подчеркивая, что регулированию общественных отношений посредством формы "закона" отдается предпочтение перед иными видами нормативных актов.

3. Говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе.

Например, согласно ст.43 Конституции РФ, посвященной праву граждан на образование, Российская Федерация "устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты", ясно, что для этого необходим соответствующий нормативный акт.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Депутатские группы Палаты представителей
К числу иных органов, создаваемых Палатой представителей, можно отнести постоянные или временные депутатские группы. Их деятельность связана с коллективным обсуждением и высказыванием мнений по законопроектам и иным вопросам, относящимся к ведению Палаты представителей, реализацией предвыборных про ...

Налоговая база. Налоговый и отчетный периоды. Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по ...

Понятие и признаки гражданских процессуальных правоотношений, субъекты гражданско-процессуальных правоотношений
Процесс судебного рассмотрения и разрешения юридических дел предусматривает взаимодействие суда с другими субъектами, вовлекаемыми в сферу осуществления правосудия по разным причинам (защита субъективных прав, свобод, законных интересов, оказание помощи суду и т.п.). Складывающиеся при этом отношен ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru