Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ

Страница 1

Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции Российской Федерации будет изложен ниже:

В силу своей природы конституции присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения должны требовать серьезного обоснования. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения конституции.

Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительного органа. Предшествовавшая российская Конституция устанавливала, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации.

Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Такой упрощенный порядок изменения, в совокупности в совокупности с другими политическими факторами, нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию Российской Федерации было внесено за короткий период около 350 поправок.

Учтя предшествующий опыт, нормативные установления конституций зарубежных демократических государств, и пытаясь укрепить стабильность конституции, являющуюся ее неотъемлемым свойством, действующая Конституция внесла в этот процесс существенные изменения.

Относительно принятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности и повышенного интереса общества: принятие конституции - это историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе "за" и "против" нового основного закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных законов, публикуются далеко не всегда; проекты же конституций появляются и на страницах газет с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.

Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились.

Наконец, особый порядок принятия может выражаться о вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения парламентом или президентом страны, центральной избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в силу.

Особый порядок изменения конституции - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.

Особый вариант специальных требований - сделать так, чтобы отпало само желание изменять конституцию и, тем самым, обеспечивалась бы ее стабильность. Пример этому - процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 Конституции РФ "Конституционные поправки и пересмотр Конституции", т.е., как пишет С.А. Авакъян, " создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".

Согласно ст.134 Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации (далее СФ) или депутатов Государственной Думы (далее ГД).

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Понятие, содержание и классификация родительских прав, принципы их осуществления
Важнейшим среди родительских прав и обязанностей является право родителей на воспитание детей. По мнению М.В. Антокольской, «этот процесс выражается в совершении родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, и бессознательном воздействии на ребенка, проис ...

Участники налоговых правоотношений
Субъект налогового права — это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично, либо через представителя в налоговых пра ...

Защита авторских и смежных прав
В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Правовая квалификация данной возможности вызывает споры в литературе. Согласно традиционной кон ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru