Административно-правовой статус религиозных общественных объединений

Современное право » Правовой статус религиозных объединений » Административно-правовой статус религиозных общественных объединений

Религиозное объединение - добровольное объединение лиц, образованное в целях совместного осуществления гарантированного конституцией права на свободу вероисповедания.

Конституция РФ установила два основных принципа, характеризующих статус этих объединений: они отделены от государства и равны перед законом. Первый из этих принципов означает, что государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в сферу отношения граждан к религии, в законную деятельность религиозных объединений или поручать им выполнение каких-либо государственных функций. Но и религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. Однако члены религиозных объединений имеют равные с остальными гражданами права на личное участие в политической жизни. Религиозные объединения могут принимать участие в социально-культурной жизни общества. Второй принцип предопределен тем, что в России имеется несколько конфессий (православие, мусульманство и т.д.), но ни одна из них не может претендовать на особый статус: все религии и религиозные объединения равны перед законом.

Согласно ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви до недавнего времени регулировалось российским законом о свободе вероисповеданий от 25 октября 1990 г. Принятие Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» ознаменовало новый этап развития церковно-государственных отношений в России. За прошедшее с 1990 года время произошли глубокие изменения в политической и социально-экономической сферах общества, во многом предопределившие содержание нового закона.

Если в качестве основных задач прежнего закона стояли высвобождение религии от государственной опеки и предоставление гражданам возможности свободно исповедовать веру, нынешний закон закрепил ряд принципиальных положений в области взаимодействия государства и конфессий. Внимание государства к организованным формам религиозной деятельности прослеживается уже непосредственно из названия закона.

В преамбуле признается особая роль православия в «истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», заявляется об уважительном отношении к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Лейтмотив Федерального закона от 26 сентября 1997 г. заключается в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предоставлении возможной противоправной деятельности так называемых «тоталитарных сект», исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения. Механизм государственной разрешительной политики, воплощенной в полномочиях федеральных министерств и ведомств по регистрации, лицензированию и контролю, призван предотвратить причинение имущественного и морального вреда приверженцам различных вероисповеданий. В этом состоит основное отличие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от аналогов национальных систем законодательства многих зарубежных государств, исключающих любые формы воздействия исполнительной власти на процесс создания конфессионального объединения, когда правоохранительные органы лишь констатируют факты преступных действий.

Полезно знать:

Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ
Конституция Российской Федерации 1993 г., объявив Россию демократическим правовым государством (ч. 1 ст. 1), провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать их права и ...

Научно-технические средства, применяемые при обнаружении и фиксации следов
Для обнаружения, фиксации и изъятия с места происшествия следов и иных вещественных доказательств следователь применяет различные приемы и средства криминалистической техники: осмотр объектов, предметов в особых условиях; окуривание мест предполагаемого нахождения следов парами веществ, обладающими ...

Принципы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами. В принципах местного самоуправления находят отражение требов ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru