Правовой статус Русской Православной Церкви в современном российском государстве

Современное право » Правовой статус религиозных объединений » Правовой статус Русской Православной Церкви в современном российском государстве

Страница 2

«В Законе содержится запрет на создание религиозных объединений в органах государственной власти, государственных учреждениях, органах местного самоуправления, воинских частях, а также в государственных и муниципальных организациях. Проблематичным, с точки зрения основных конституционных прав человека и гражданина, представляется включение в этот перечень воинских частей, поскольку, во-первых, значительная часть военнослужащих находится в воинских частях не на добровольной основе, а по призыву, а во-вторых, режимный характер воинских частей может затруднять военнослужащего в возможности участвовать в богослужении вне своей части. Данное положение Закона противоречит 2-й статье Конституции, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», статьям 28-й и 17-й, содержащим положение о том, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права», ибо 18-я статья «Всеобщей декларации прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков». Таким образом, гарантированная 28-й статьей Конституции свобода совести в свете «Всеобщей декларации» включает и запрет ставить человека в такие условия, при которых он окажется ограниченным в праве на участие в религиозных обрядах, предписываемых вероучением, к которому он принадлежит».

Со всем этим нельзя не согласиться, но нужно помнить и о том, что в Конституции РФ также имеется пункт 3 статьи 55, где написано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Также В. Цыпин заявляет, что законодательный опыт Германии в области установления правового статуса религиозных общин, когда Католическая, Евангелическая и некоторые другие Церкви имеют статус корпораций публичного права, в то время как другие религиозные общины от государства полностью отделены и рассматриваются как частные корпорации, может быть поучителен и для российского законодателя.

Иными словами, некоторые религиозные объединения не полностью отделены от государства и имеют существенные привилегии по сравнению с иными религиозными объединениями. Именно поэтому немецкие ученые и теологи называют немецкую модель отношений церкви и государства частичным, или "хромающим", отделением церкви от государства.

А вот игумен Иоанн (Экономцев) расценивает как положительный опыт создание православных групп в государственных детских садах. И подобные факты не единичны. Создание "православных" детских групп, классов в светских воспитательных и образовательных учреждениях и воинских частей в армии несет в себе угрозу раскола общества и государственных институтов по религиозному принципу. Особенно ясно это понимают представители иных конфессий. Так, Председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что "нельзя в многонациональном, многоконфессиональном государстве делить армию на полки по вероисповеданиям. Если сегодня создаются христианские полки, значит, необходимо будет создавать в дальнейшем и мусульманские, и буддийские, и иудейские. Если у нас одно отечество, мы должны защищать его сообща".

Следует обратить внимание, что Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в письме епархиальным архиереям №5925 от 9 декабря 1999 года рекомендовал в случае, если попытки убедить директоров и педагогов школ ввести преподавание основ православного вероучения будут неудачны, назвать такой курс основами православной культуры.

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Значение договора
Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес сторон в заключение договора и его надлежащем исполнении. Поэтому именно дого ...

Понятие рекламы
Целью рекламы являются привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Защита потребителей от ненадлежащей рекламы - одна из важнейших задач рекламного законодательства. Не обладая специальными знаниями, многие граждане выбираю ...

Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области
Необходимость создания в нашей стране ювенальной юстиции обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм международного права в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Российское законодательство, в том числе в отношении несовершеннолетних, приводится в соответствие ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru