Историческое изменение подходов к уголовно - правовой охране государственной тайны в России

Современное право » Уголовно-правовая охрана государственной тайны » Историческое изменение подходов к уголовно - правовой охране государственной тайны в России

Страница 10

Закон не только устанавливал ответственность изменников Родины, но и в противоречии с основными принципами советского уголовного права предусматривал наказание для членов семьи изменника, совместно с ним проживавших, даже при условии, что они не только не способствовали готовящейся или совершенной измене, но и не знали о ней.

Норма об ответственности родственников, неприкосновенных к измене, была совершенно необычной для советского права. Она противоречила духу, всем демократическим принципам советского законодательства.

Эти принципы ясно и четко были отражены в ст. 6 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года, которая устанавливала, что уголовное наказание применяется лишь в отношении лиц, виновных в совершении преступления.

Постановлением ЦИК Союза ССР от 10 июля 1934 г "О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами" для разбора дел о контрреволюционных преступлениях были учреждены особые суды - спецколлегии. Они были организованы в Верховном Суде Союза ССР, верховных судах союзных и автономных республик, краевых, областных и окружных судах.

Специальные судебные коллегии в отличие от общих судов рассматривали дела в составе председательствующего и двух членов суда, т. е. без участия народных заседателей.

Этим же постановлением устанавливалось, что дела об измене Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и иных видах диверсии подлежали рассмотрению лишь Военной кол Верховного Суда Союза ССР и военными трибуналами округов по подсудности. Таким образом, от рассмотрения дел о государственных преступлениях были устранены представители советской общественности - народные заседатели.

Не ограничившись этим, Сталин, Молотов, Каганович приняли меры к учреждению внесудебного порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях. Так, по предложению Кагановича, упомянутым постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г.

При Народном Комиссаре внутренних дел СССР было образовано особое совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовом лагере к лицам, признанным общественно опасными.

Кроме принятия чрезвычайных уголовных и уголовно-процессуальных законов, в этот же период появился ряд других внесудебных органов: различные комиссии, всевозможные "тройки" В отличие от особого совещания, действовавшего в центре, "тройки". В отличие от особого совещания, действовавшего в центре, "тройки" действовали на местах в автономных республиках, краях, областях и даже в отдельных районах, как, например, на Колыме, входившей в то время в состав Дальневосточного края.

Постановление ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. повысило максимальный срок лишения свободы за измену Родине и шпионаж с 10 до 25 лет. При этом законодательные акты были сформулированы так, что суду предоставлялось право по таким преступлениям, как измена Родине и шпионаж, применять лишь смертную казнь либо определять лишение свободы сроком на 25 лет.

Период Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков характеризуется значительным усилением борьбы с изменниками Родины, шпионами и другими опасными государственными преступниками. Это нашло отражение в ряде новых законодательных актов.

При этом Положение о преступлениях государственных, устанавливавшее ответственность за измену Родине и шпионаж, формально не подверглось изменениям или дополнениям, так как путем издания новых законодательных актов обеспечивалось ведение борьбы со шпионами, диверсантами, террористами и отдельными гражданами, изменившими Родине, перешедшими на сторону врага. Однако, нельзя согласиться с высказанными в советской юридической литературе положениями, что "статьи о контрреволюционных преступлениях Положения о преступлениях государственных … не подвергались во время воины никаким изменениям или дополнениям"21 и что усиление борьбы с контрреволюционными преступлениями в этот период "не привело к каким-либо изменениям или дополнениям Положения о преступлениях государственных 1927 года".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезно знать:

Кадровая политика
Управление государственной службы и кадрового обеспечения создано на основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» как самостоятельное структурное подразделение Судебного департамента, на которое возложен ...

Расследование грабежей на открытой местности
В настоящее время является общепризнанным изложение рекомендаций в методике расследования отдельных видов (групп) преступлений не только на основе криминалистической характеристики преступлений этого вида (группы), но и с учетом следственных ситуаций, характерных для их расследования. Именно поэтом ...

Понятие, элементы и нормативные акты рынка ценных бумаг
В экономической литературе под рынком ценных бумаг понимается один из сегментов финансового рынка, то есть рынка, обеспечивающего распределение денежных средств между участниками экономических отношений. При этом «рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, вы ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru