Историческое изменение подходов к уголовно - правовой охране государственной тайны в России

Современное право » Уголовно-правовая охрана государственной тайны » Историческое изменение подходов к уголовно - правовой охране государственной тайны в России

Страница 10

Закон не только устанавливал ответственность изменников Родины, но и в противоречии с основными принципами советского уголовного права предусматривал наказание для членов семьи изменника, совместно с ним проживавших, даже при условии, что они не только не способствовали готовящейся или совершенной измене, но и не знали о ней.

Норма об ответственности родственников, неприкосновенных к измене, была совершенно необычной для советского права. Она противоречила духу, всем демократическим принципам советского законодательства.

Эти принципы ясно и четко были отражены в ст. 6 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года, которая устанавливала, что уголовное наказание применяется лишь в отношении лиц, виновных в совершении преступления.

Постановлением ЦИК Союза ССР от 10 июля 1934 г "О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами" для разбора дел о контрреволюционных преступлениях были учреждены особые суды - спецколлегии. Они были организованы в Верховном Суде Союза ССР, верховных судах союзных и автономных республик, краевых, областных и окружных судах.

Специальные судебные коллегии в отличие от общих судов рассматривали дела в составе председательствующего и двух членов суда, т. е. без участия народных заседателей.

Этим же постановлением устанавливалось, что дела об измене Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и иных видах диверсии подлежали рассмотрению лишь Военной кол Верховного Суда Союза ССР и военными трибуналами округов по подсудности. Таким образом, от рассмотрения дел о государственных преступлениях были устранены представители советской общественности - народные заседатели.

Не ограничившись этим, Сталин, Молотов, Каганович приняли меры к учреждению внесудебного порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях. Так, по предложению Кагановича, упомянутым постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г.

При Народном Комиссаре внутренних дел СССР было образовано особое совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовом лагере к лицам, признанным общественно опасными.

Кроме принятия чрезвычайных уголовных и уголовно-процессуальных законов, в этот же период появился ряд других внесудебных органов: различные комиссии, всевозможные "тройки" В отличие от особого совещания, действовавшего в центре, "тройки". В отличие от особого совещания, действовавшего в центре, "тройки" действовали на местах в автономных республиках, краях, областях и даже в отдельных районах, как, например, на Колыме, входившей в то время в состав Дальневосточного края.

Постановление ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. повысило максимальный срок лишения свободы за измену Родине и шпионаж с 10 до 25 лет. При этом законодательные акты были сформулированы так, что суду предоставлялось право по таким преступлениям, как измена Родине и шпионаж, применять лишь смертную казнь либо определять лишение свободы сроком на 25 лет.

Период Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков характеризуется значительным усилением борьбы с изменниками Родины, шпионами и другими опасными государственными преступниками. Это нашло отражение в ряде новых законодательных актов.

При этом Положение о преступлениях государственных, устанавливавшее ответственность за измену Родине и шпионаж, формально не подверглось изменениям или дополнениям, так как путем издания новых законодательных актов обеспечивалось ведение борьбы со шпионами, диверсантами, террористами и отдельными гражданами, изменившими Родине, перешедшими на сторону врага. Однако, нельзя согласиться с высказанными в советской юридической литературе положениями, что "статьи о контрреволюционных преступлениях Положения о преступлениях государственных … не подвергались во время воины никаким изменениям или дополнениям"21 и что усиление борьбы с контрреволюционными преступлениями в этот период "не привело к каким-либо изменениям или дополнениям Положения о преступлениях государственных 1927 года".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезно знать:

Ответственность соучастников преступления
Уголовная ответственность соучастников имеет свои особенности, установленные в нормах Общей и Особенной частей УК. Каждое лицо, участвовавшее в преступлении, должно отвечать только за свое деяние и в пределах своей вины. Ответственность соучастников определяется характером и степенью фактического у ...

Ограничение ответственности
Из предыдущей главы было обозначено место появления и развития морского частного права, а именно в Великобритании. Но следует указать , что ограничение ответственности перевозчика начало встречаться в национальных законодательствах уже в XVI веке. По мере развития, уже в более позднее время, оно бы ...

Основные направления по совершенствованию законодательства
На основании имеющихся данных можно выделить несколько основных проблем, мешающих развитию малого бизнеса. В первую очередь это несовершенство нормативной базы, регулирующей взаимоотношения государства и малого бизнеса. Колоссальные бюрократические препоны и, как следствие, коррупция; огульное нало ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru