Историческое изменение подходов к уголовно - правовой охране государственной тайны в России

Современное право » Уголовно-правовая охрана государственной тайны » Историческое изменение подходов к уголовно - правовой охране государственной тайны в России

Страница 6

Не употребляя термина "измена Родине", Уголовный кодекс РСФСР устанавливал ряд норм об ответственности за изменническую деятельность

К воинской измене закон относил военный шпионаж, совершенный военнослужащим.

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что Уголовный кодекс давал сравнительно четкие нормы об изменнических преступлениях.

Большое внимание кодекс уделял борьбе со шпионажем. Ответственность за шпионаж устанавливалась ст. 66. Шпионажем считалось участие в передаче, сообщении, или похищении, или собирании сведении, имеющих характер государственной тайны, в особенности военных, иностранным державам или контрреволюционным организациям в контрреволюционных целях или за вознаграждение. Часть вторая этой статьи предусматривала ответственность за "оглашение тех же сведений, при отсутствии контрреволюционных или корыстных целей и неосведомленности о возможных последствиях таковой деятельности".

Кроме того, Уголовный кодекс, в ст. 213 давал понятие военного шпионажа и устанавливал ответственность за него. Военным шпионажем закон считал агентурное обслуживание неприятельской армии путем собирания и передачи неприятелю всякого рода сведений, осведомленность в которых может способствовать неприятелю в его враждебных действиях против Республики.

Согласно ст. 66 УК субъектом шпионажа мог быть любой гражданин, за исключением военнослужащего Советской Армии, ответственность которого предусматривалась ст. 213.

Объектом шпионажа являлась внешняя безопасность СССР, а непосредственным предметом посягательства-сведения, имеющие характер государственной, в особенности военной тайны. Что же касается военного шпионажа, то предметом его являлись не вообще военные сведения, а лишь такие, "осведомленность в коих может способствовать неприятелю".

Следовательно, экономическая тайна, а также иные сведения, оглашение которых могло причинить ущерб Советской Республике, не были включены в предмет шпионажа.

Но это не означало, что шпионаж, направленный на получение экономических и иных сведений, оставался безнаказанным.

Отсутствие нормативного акта, определяющего перечень либо характер сведений, относящихся к государственной и роенной тайне, а также формулировка диспозиций ст. 66 и 213 УК позволяли расширительно толковать предмет данного преступления.

Экономические и иные сведения в зависимости от их характера могли относиться к государственной либо военной тайне. Объективной стороной шпионажа являлись действия, выразившиеся в передаче, сообщении, похищении, собирании сведений; ч. 2 ст. 66 относила к объективному признаку шпионажа оглашение сведений.

Оставалась безнаказанной организационная деятельность, направленная к совершению шпионажа. Закон не учитывал, что шпионажу, как правило, предшествует довольно продолжительная организационная и подготовительная шпионская деятельность.

До того как шпион приступит к передаче, сообщению, собиранию или похищению сведений, он должен знать, что собирать, как собирать, кому и через кого передавать.

Объективная сторона военного шпионажа заключалась в агентурном обслуживании неприятельских армий путем собирания и передачи сведений. Однако слово "неприятельская" закон употребил неправильно. Оно предполагает военное состояние, а не мирное, тогда как шпион в мирное время ведет свою подготовительную работу на случай войны. Ответственность за эту опасную преступную деятельность должна наступать не только в военное, но и в мирное время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезно знать:

Контроль за соблюдением прав человека в рамках Совета Европы
В 1949 году в результате подписания Лондонского Договора был основан Совет Европы. Совет Европы полагался на принципах плюралистической демократии, прав человека, и соблюдения законов. Для того чтобы присоединиться к Совету Европы, страны должны продемонстрировать уважение и соблюдение прав человек ...

Распределение расходов на уровне бюджетной системы
Рассмотрим динамику распределения расходов на уровне бюджетной системы за 2004–2007 гг. Федеральный бюджет на 2004 год по расходам составил в сумме 2 768 085,8 млн. рублей и доходам в сумме 3 273 844,6 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 16 130 млрд. р ...

Основные направления и результаты реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»
Основными целями приоритетного национального проекта "Здоровье" определены повышение доступности и качества медицинской помощи населению, профилактика заболеваний, укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения и улучшение его кадрового обеспечения. Отраслевая пр ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru