Классификация преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

Современное право » Уголовно-правовая охрана государственной тайны » Классификация преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

Страница 1

Главой 29 открывается раздел о преступлениях против государственной власти. Родовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в цело, а также её отдельных институтов и органов. Этот объект складывается из следующих компонентов (составных частей): основы конституционного строя и безопасности государства; обеспечение нормального функционирования органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления; независимость и нормальное функционирование судебных органов; нормальное функционирование органов исполнительной власти в сфере управленческой деятельности. Эти компоненты выступают в качестве видовых (групповых) объектов отдельных групп однородных преступлений.

Таким образом, мы уяснили, что основы конституционного строя и безопасности государства выступают видовым объектом государственных преступлений. Основы конституционного строя определены в главе 1 Конституции, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества.

В зависимости от представления непосредственных объектов преступлений существуют различные взгляды на классификацию преступлений главы 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». А. В. Наумов, предлагает следующую классификацию преступлений:

1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации: государственная измена (ст. 275 УК) и шпионаж (ст. 276 УК);

2) преступления, посягающие на легитимность государственной власти, т. е. направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 278 УК); вооруженный мятеж (ст. 279 УК); публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК);

3) преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности (как один из составляющих основы конституционного строя), — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК);

4) преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации: диверсия (ст. 281 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК);

5) преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни (как один из составляющих основы конституционного строя), — возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК).

По нашему мнению, представленная классификация уязвима по ряду причин:

во-первых, не просматривается единое основание классификации, без чего она лишается научной четкости; во-вторых, преступления, предусмотренные в п. 2 (ст. 278— 280) посягают не на легитимность государственной власти, а на внутреннюю безопасность или политическую систему Российской Федерации. Легитимность, как «признание или подтверждение законности какого-либо права, полномочия», безусловно, страдает при совершении указанных преступлений. Однако их объектом является не она, а сама внутренняя безопасность как состояние защищенности конституционного строя от внутренних угроз. Вполне правомерно можно ставить вопрос о легитимности существующего конституционного строя вне ситуаций совершения преступлений указанной группы; в-третьих, было бы неточным относить разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) и утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), к преступлениям, посягающим на экономическую безопасность и обороноспособность. Государственная тайна, как известно, имеет место не только в сферах экономики и обороны.

А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков предлагают классификацию преступлений главы 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», в основе которой, как полагают авторы классификации, должна лежать направленность источников угроз. «В обобщенной форме эти источники угроз могут быть извне, внутри страны, а также иметь место в экономической сфере. Источники угроз в экономике могут быть в принципе и извне, и внутри. Выделение и рассмотрение их отдельно обоснованно и актуально в связи с переходом России к новым общественно-экономическим отношениям. Причем речь идет о тех сферах экономики, где и в условиях рынка сохраняются монопольные права государства (на выпуск официальных денежных знаков, перемещение товаров и предметов через таможенную границу, контроль и преследование за выпуск фальшивых денежных знаков и т. п.). Именно эти сферы экономики, по мнению авторов классификации, должны защищаться уголовно-правовыми средствами путем указания признаков составов государственных преступлений, т.е. речь идет о государственной экономической безопасности».

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Субъекты и объекты кассационного обжалования
Субъектами кассационного производства являются лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял решение или постановление. В отличие от апелляционной инстанции в кассационной не могут участвовать ни свидетели, ни экспер ...

Основные гарантии реализации всеобщего избирательного права
Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права. Согласно п.11 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях…», под гарантиями избирательных пра ...

Структура и организационные основы деятельности Маслихатов - Собраний депутатов
Согласно ст.10 Конституции, Маслихат - Собрание депутатов осуществляет свою деятельность на сессиях, через постоянные и иные комиссии, а также путем реализации депутатами своих полномочий в установленном законом порядке. Основной формой деятельности Маслихата - Собрания депутатов является сессия, н ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru