Возможные пути решения выявленных проблем

Современное право » Уголовно-правовая охрана государственной тайны » Возможные пути решения выявленных проблем

Страница 3

Таким образом, изменение законодательства о государственной тайне потребует не только достижения адекватности правового регулирования ключевым интересам общества и личности путем, прежде всего, сужения круга сведений, образующих государственную тайну. Оно также потребует более внимательного отношения к позиционированию вопросов охраны секретов среди различных отраслей российского права и стремления к минимизации технико-юридических ошибок. Законодательство должно стать рафинированным, выверенным, однозначным, несложным.

Содержание уголовно-правовой составляющей института государственной тайны определяется традиционным для уголовного права объектом правового регулирования. Уголовное право должно устанавливать ответственность только за действительно общественно опасные действия с государственной тайной.

Полагаем, что при изменении уголовного законодательства в обозначенных выше целях следует базироваться на следующих положениях:

1. Система защиты (охраны) государственной тайны построена для того, чтобы эта тайна не стала достоянием, как внешних противников Российской Федерации, так и враждебных элементов внутри Российской Федерации. В этом выражается понимание государственной тайны как функции государства по отношению к обществу и личности.

2. Система защиты (охраны) государственной тайны должна регулироваться различными отраслями права, и лишь наиболее опасные деяния при обращении с государственной тайной образуют преступления. Тем самым удастся оправдать в глазах общественности суровое уголовное наказание за нарушение правил обращения с государственной тайной, а также создать фундамент для претворения в жизнь принципа неотвратимости наказания.

3. Система уголовно-правовой защиты государственной тайны должна фокусировать внимание на наиболее опасных деяниях при обращении с государственной тайной, независимо от того, совершает ли их законный или незаконный обладатель государственной тайны. В сфере уголовно-правового регулирования должна оказаться вся "цепочка" незаконных действий с государственной тайной (добывание государственной тайны, собирание, хранение, передача, разглашение, продажа, коммерческое или иное использование и т.п.) в их наиболее общественно опасной форме. В настоящее время лишь отдельные звенья цепочки заслужили уголовно-правовое регулирование (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну; разглашение сведений, составляющих государственную тайну; утрата документов, составляющих государственную тайну и пр.). И такое регулирование ориентировано на законного обладателя государственной тайны. Незаконный обладатель не может поплатиться, например, за продажу государственной тайны российским преступным структурам или использование секретных сведений для спекулятивного обогащения.

4. Система уголовно-правовой защиты (охраны) государственной тайны должна строго дифференцировать ответственность в зависимости от трех факторов:

1) насколько высока опасность разглашения государственной тайны для общества и личности;

2) законно или незаконно субъект получил доступ к государственной тайне;

3) умышленно или неумышленно он совершил преступление.

Сейчас такой дифференциации в УК РФ нет, и суды сами при назначении наказания пытаются учитывать эти факторы. Получается не очень удачно, когда размер наказания за разглашение сведений особой важности и секретных разнится всего на пару месяцев. А умышленное разглашение государственной тайны формально юридически может повлечь более строгое наказание, нежели неосторожное (сравни ч. 1 и 2 ст. 283 УК РФ).

5. Система уголовно-правовой защиты (охраны) государственной тайны должна коррелировать с системой уголовно-правовой защиты иной тайны (коммерческой, банковской, тайны усыновления и т.д.). К сожалению, оказалось, что коммерческую и банковскую тайну УК РФ оберегает куда более тщательно, нежели государственную. Прежде всего сопоставимы виды и размеры наказания, хотя незаконные действия с государственной тайной, несомненно, куда более опасны, чем с какой-либо иной тайной. Кроме того, как раз при обращении коммерческой и банковской тайны уголовной ответственностью охвачены почти все звенья цепочки, характерной для их обращения.

Таким образом, требует реформирования сам подход к пониманию государственной тайны, а также законодательство, регламентирующее ее оборот.

Тайна есть, прежде всего, сведения, информация; в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Прекращение договора доверительного управления имуществом
Договор доверительного управления может быть прекращен по общим основаниям, предусмотренным ст.ст. 450-453 ГК РФ. Однако ст.1024 ГК предусматривает специальные основания прекращения договора доверительного управления. Именно данные основания представляют наибольший интерес для исследования институт ...

Составить свидетельство о праве на наследство по закону в порядке наследственной трансмиссии
Свидетельство о праве на наследство По закону в порядке наследственной трансмиссии Российская Федерация 01.03.2010 год Иркутская область г. Нижнеудинск. Я, Грицко Наталья Павловна, нотариус Нижнеудинского нотариального округа Иркутской области Российской Федерации удостоверяю, что на основании стат ...

Понятие конкурсного обязательства
В настоящее время правовое регулирование отношений по проведению публичного конкурса осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом правовое регулирование публичных конкурсов, проводимых публичными образованиями, может осуществляться также на основании нормативных правовых актов ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru